Кек тюрки


Кёк-тюрки Википедия

Древние тюрки (кит. 突厥 — tūjué) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоиды[1][2].

О древних тюрках

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[3]

Первый русский синолог Н.Бичурин, основываясь на древних китайских хрониках, заметил смешение понятий касательно древних тюрок и монгольских племён.

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена[4].

Происхождение

В средневековой книжной традиции

По китайским источникам тюркюты (кит. tūjué) происходят от гуннов[5][6]. В византийских источниках тюркские племена называются скифами (Σκύθαι)[7][8]. В пехлевийских источниках под турами понимаются тюркские племена[9].

Потомки

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[10].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[11][12], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

Хозяйство

В средневековой арабской литературе сохранились довольно многочисленные свидетельства о том, что среди тюрков были жители как степей, так и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции[13].

Примечания

  1. ↑ Артамонов М. И. История хазар // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 155.
  2. ↑ Сорочан С. Б. Византийский Херсон: вторая половина VI-первая половина Х вв. : очерки истории и культуры, Часть 2. — С. 1248.
  3. ↑ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
  4. ↑ Н.Я.Бичурин. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  5. ↑ Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии. — Москва-Ленинград:: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  6. ↑ Д.Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху.
  7. ↑ G. Moravcsik, Byzantinoturcica II, p. 236–39
  8. ↑ Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец.
  9. ↑ Авеста в русских переводах. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 457. — ISBN 5-88812-039-1.
  10. ↑ Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.
  11. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  12. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.
  13. ↑ Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. — 1993. — ISBN 5—8066—0343-1.

Литература

  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

wikiredia.ru

Кёк-тюрки - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2017; проверки требуют 2 правки.

Древние тюрки (кит. 突厥 — tūjué) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоиды[1][2].

О древних тюрках[ | ]

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[3]

Первый русский синолог Н.Бичурин, основываясь на древних китайских хрониках, заметил смешение понятий касательно древних тюрок и монгольских племён.

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена[4].

Происхождение[ | ]

В средневековой книжной традиции[ | ]

По китайским источникам тюркюты (кит. tūjué) происходят от гуннов[5][6]. В византийских источниках тюркские племена называются скифами (Σκύθαι)[7][8]. В пехлевийских источниках под турами понимаются тюркские племена[9].

Потомки[ | ]

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[10].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[11][12], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

Хозяйство[ | ]

В средневековой арабской литературе сохранились довольно многочисленные свидетельства о том, что среди тюрков были жители как степей, так и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции[13].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Артамонов М. И. История хазар // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 155.
  2. ↑ Сорочан С. Б. Византийский Херсон: вторая половина VI-первая половина Х вв. : очерки истории и культуры, Часть 2. — С. 1248.
  3. ↑ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
  4. ↑ Н.Я.Бичурин. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  5. ↑ Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии. — Москва-Ленинград:: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  6. ↑ Д.Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху.
  7. ↑ G. Moravcsik, Byzantinoturcica II, p. 236–39
  8. ↑ Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец.
  9. ↑ Авеста в русских переводах. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 457. — ISBN 5-88812-039-1.
  10. ↑ Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.
  11. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  12. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.
  13. ↑ Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. — 1993. — ISBN 5—8066—0343-1.

Литература[ | ]

  • Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

encyclopaedia.bid

Кёк-тюрки Википедия

Древние тюрки (кит. 突厥 — tūjué) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоиды[1][2].

О древних тюрках[ | код]

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[3]

Первый русский синолог Н.Бичурин, основываясь на древних китайских хрониках, заметил смешение понятий касательно древних тюрок и монгольских племён.

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена[4].

Происхождение[ | код]

В средневековой книжной традиции[ | код]

По китайским источникам тюркюты (кит. tūjué) происходят от гуннов[5][6]. В византийских источниках тюркские племена называются скифами (Σκύθαι)[7][8]. В пехлевийских источниках под турами понимаются тюркские племена[9].

Потомки[ | код]

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[10].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[11][12], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

Хозяйство[ | код]

В средневековой арабской литературе сохранились довольно многочисленные свидетельства о том, что среди тюрков были жители как степей, так и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции[13].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Артамонов М. И. История хазар // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 155.
  2. ↑ Сорочан С. Б. Византийский Херсон: вторая половина VI-первая половина Х вв. : очерки истории и культуры, Часть 2. — С. 1248.
  3. ↑ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
  4. ↑ Н.Я.Бичурин. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  5. ↑ Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии. — Москва-Ленинград:: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  6. ↑ Д.Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху.
  7. ↑ G. Moravcsik, Byzantinoturcica II, p. 236–39
  8. ↑ Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец.
  9. ↑ Авеста в русских переводах. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 457. — ISBN 5-88812-039-1.
  10. ↑ Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.
  11. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  12. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.
  13. ↑ Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. — 1993. — ISBN 5—8066—0343-1.

Литература[ | код]

  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

ru-wiki.ru

Древние тюрки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2017; проверки требуют 4 правки.

Древние тюрки (кит. 突厥 — tūjué) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоиды[1][2].

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[3]

Первый русский синолог Н.Бичурин, основываясь на древних китайских хрониках, заметил смешение понятий касательно древних тюрок и монгольских племён.

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена[4].

В средневековой книжной традиции[править | править код]

По китайским источникам тюркюты (кит. tūjué) происходят от гуннов[5][6]. В византийских источниках тюркские племена называются скифами (Σκύθαι)[7][8]. В пехлевийских источниках под турами понимаются тюркские племена[9].

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[10].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[11][12], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

В средневековой арабской литературе сохранились довольно многочисленные свидетельства о том, что среди тюрков были жители как степей, так и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции[13].

  1. ↑ Артамонов М. И. История хазар // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 155.
  2. ↑ Сорочан С. Б. Византийский Херсон: вторая половина VI-первая половина Х вв. : очерки истории и культуры, Часть 2. — С. 1248.
  3. ↑ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
  4. ↑ Н.Я.Бичурин. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  5. ↑ Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии. — Москва-Ленинград:: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  6. ↑ Д.Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху.
  7. ↑ G. Moravcsik, Byzantinoturcica II, p. 236–39
  8. ↑ Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец.
  9. ↑ Авеста в русских переводах. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 457. — ISBN 5-88812-039-1.
  10. ↑ Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.
  11. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  12. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.
  13. ↑ Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. — 1993. — ISBN 5—8066—0343-1.
  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

lookup-api.apple.com

Тюркюты Википедия

Древние тюрки (кит. 突厥 — tūjué) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоиды[1][2].

О древних тюрках[ | код]

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[3]

Первый русский синолог Н.Бичурин, основываясь на древних китайских хрониках, заметил смешение понятий касательно древних тюрок и монгольских племён.

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена[4].

Происхождение[ | код]

В средневековой книжной традиции[ | код]

По китайским источникам тюркюты (кит. tūjué) происходят от гуннов[5][6]. В византийских источниках тюркские племена называются скифами (Σκύθαι)[7][8]. В пехлевийских источниках под турами понимаются тюркские племена[9].

Потомки[ | код]

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[10].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[11][12], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

Хозяйство[ | код]

В средневековой арабской литературе сохранились довольно многочисленные свидетельства о том, что среди тюрков были жители как степей, так и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции[13].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Артамонов М. И. История хазар // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 155.
  2. ↑ Сорочан С. Б. Византийский Херсон: вторая половина VI-первая половина Х вв. : очерки истории и культуры, Часть 2. — С. 1248.
  3. ↑ Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
  4. ↑ Н.Я.Бичурин. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  5. ↑ Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах Средней Азии. — Москва-Ленинград:: Академия наук СССР, 1950. — С. 220.
  6. ↑ Д.Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху.
  7. ↑ G. Moravcsik, Byzantinoturcica II, p. 236–39
  8. ↑ Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец.
  9. ↑ Авеста в русских переводах. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 457. — ISBN 5-88812-039-1.
  10. ↑ Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.
  11. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  12. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.
  13. ↑ Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. — 1993. — ISBN 5—8066—0343-1.

Литература[ | код]

  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

ru-wiki.ru

Тюрский мир – Как выглядели древние тюрки

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всего Евроазиатского континента. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима "тюрк" относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков (Небесных тюрков), которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат. В истории тюрки известны как: умелые скотоводы, воины, основатели государств и империй.

Тюрк - довольно древнее имя. Впервые оно упоминается в китайских летописях в отношении определенной группы племен с VI в. н.э. Территория кочевания этих племен распространялась на Синьцзян, Монголию и Алтай. Тюркские племена, тюркские языки существовали задолго до того, как их этноним был зарегистрирован в анналах истории.

От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации (по-турецки "тюрк", по-русски "турок"). Ученые различают значения слов "тюрк" . и "турок". При этом тюрками называют все народы, говорящие на тюркских языках: это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. Из этих языков наиболее близки друг другу турецкий, гагаузский, южнокрымско-татарский, азербайджанский, туркменский, составляющие огузскую подгруппу тюркской группы алтайской языковой семьи.

Хотя тюрки исторически не являются единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской (южносибирской) расе.   Читать больше  →  Откуда пошли тюрки? .

Тюркский мир - один из древнейших и многочисленных этносов. Первые поселения древних предков современных тюркских народов тянулись с востока на запад от озера Байкал до Уральских гор, отделяющих Азию от Европы. На юге территорию их обитания охватывали горы Алтай (алтан-золтой) и Саяны, а также озера Байкал и Арал. В древнюю историческую эпоху тюрки из Алтая проникли в северо-западный Китай, а оттуда приблизительно в 1000 г. до н.э. значительная их часть двинулась на Запад.

Достигли тогда тюрки и той части Средней Азии, которая называется Туркестаном (страной тюрков). Со временем часть тюркских племен откочевала на Волгу, а затем через Днепр, Днестр и Дунай - на Балканы. Среди тех тюркских племен, которые во второй половине XI - первой половине XIII веков нашли пристанище на Балканском полуострове, были предки современных гагаузов. Балканы (Balkanlar - с турецкого языка) употребляются с начала XIX века и означают «непроходимые, густые, лесистые оры».

Л.Н. Гумилев. Древние тюрки. Срединная Азия накануне создания тюркютской державы, кон. V в.

В наши дни тюркские народы обобщенно называются «тюркским миром».

Реконструкции внешности древних тюрков (гёктюрков)

К началу XXI в. зафиксировано 44 тюркских этноса. Это 150-200 миллионов человек. Самое крупное тюркское государство в мире с населением 75 миллионов человек (2007 г.) - это Турция. Маленькой частичкой тюркского мира является и гагаузский народ, большая часть которого проживает в Республике Молдова. Разобщенность тюркских племен, расселение на огромных территориях привели к значительному различию в их языковых чертах, хотя в далекую старину все они говорили на двух-трех древнетюркских диалектах. Тюркское население делится на восемь географических регионов:

1. Турция;2. Балканы;3. Иран;4. Кавказ;5. Волга-Урал;6. Западный Туркестан;7. Восточный Туркестан;8. Молдова-Украина (свыше 200 тысяч гагаузов).

На территории Сибири проживает около 500 тысяч якутов (саха), в Афганистане тюркское население составляет около 8 миллионов человек, а в Сирии - свыше 500 тысяч человек, в Ираке есть 2,5 миллиона туркмен.

Гёктюрки были сильным кочевым народом тюркского происхождения и были первыми людьми, кто начал массовое вторжение в современную Центральную Азию и завоевал местные ираноязычные, индоевропейские народы. Их народ не был полностью европеоидным или монголоидным, но был монголоидно-европеоидной смешанной расой , в соответствии с данными антропологов.  Читать больше   →   Тюркский мир - гунны (хунны), гёктюрки ...   .

Тюркский Каганат контролировал часть Восточной Европы, Центральную Азию, Южную Сибирь, часть Кавказа и Западной Маньчжурии. Они боролись против  100% монголоидной, восточноазиатской, китайской цивилизации. Они также воевали против других цивилизаций, Центральной Азии и Кавказа, которые были на 100% индоевропейскими.

Тюркский каганат в период наивысшего расширения

Гёктюрк из Алтая

Гёктюрк V-VIII н.э., из Кыргызстана

Гёктюрки из Монголии

В соответствии с данными  антропологов, расово эти люди были 67-70%-ой монголоидностью, и с 33-30%-ой европеоидной примесью, с технической точки зрения они ближе к монголоидной расе, но с примесью. Также, они часто были довольно высокими.

Интересно то, что среди них встречались красноватые и коричневые волосы с серыми и зелеными глазами.

Музей тюркского мемориального комплекса Хушуу Цайдам(Монголия). Благодаря неимоверному труду монгольских и российских археологов музей стал подлинным хранилищем ценных экспонатов древнетюркской эпохи.

По теме:

Страна врущая во всем – 15 мифов российской историиИсторическая правда о Руси и России - Губа, раскатанная на пол мираРоссия – правопреемница Золотой ОрдыВыдуманная «Древняя Русь» – А был ли мальчик?Золотая Орда - Подлинная история РоссииРоссией правили татары (Русская версия)Историческая правда о Руси и России - Губа, раскатанная на пол мираНациональности «русский» не существует - это химера и кабинетная выдумкаТатарские корни имеют многие известные дворянские рода РоссииЦарь Петр Первый никогда не был русскимЧто прикрыли татаро-монгольским игом? (Российская версия)Русь это Украина. Почему московиты позорятся своего тюрского и угрофинского происхождения?Тюрки и угро-финны стояли у истоков российской государственностиОткуда пошли тюрки?Миф о схожести и братстве российского и украинского народовЭтого нет в учебниках истории России. Россия - тюрьма народовРусские генетически славянами не являются и к славянам не имеют отношения

Автор-составитель  ©Czesław List

Назад   →   История России   Расология

czeslaw-list.livejournal.com

Древние тюрки — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древние тюрки (кёк-тюрки) — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты (от тюрк. — тюрк и монг. -ют — монгольский суффикс множественного числа), предложенный Л. Н. Гумилёвым .

О древних тюрках

В китайской летописи Таншу о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоёванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».

Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Слияние 500 семейств Ашина с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью Ашина. Тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны[1]

Потомки

В центре Горного Алтая сохранился род телес, существовавший самостоятельно до XVIII в., после чего слился с теленгитами, бежавшими в горы от маньчжуров и китайцев, истреблявших народ ойратов. О своем происхождении они забыли, но этноним помнят.

Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии[2].

Род тюрк-кальтатай, противопоставляющий себя узбекам и киргизам, выводит своих предков из «Татарстана», откуда они пришли 1200 лет назад.

Рассматривая эти версии, надо помнить, что телесцы («высокие телеги») были известны китайцам задолго до появления имени Тюрк в конце V века. Тюрки Ашина же считаются китайцами «отраслью дома хунн»[3][4], которые были разгромлены в 745 году огузами, уйгурами и т. д., то есть народами, относимыми китайцами к «народам теле».

Напишите отзыв о статье "Древние тюрки"

Примечания

  1. ↑ [gumilevica.kulichki.net/OT/ot02.htm Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.]
  2. ↑ [archive.is/20130407015108/kronk.narod.ru/library/gumilev-ln-1967-12.htm Л. Н. Гумилёв Древние тюрки. // М.: 1967. 504 с.]
  3. ↑ E. H. Parker, A Thousand Years of the Tartars, 1895
  4. ↑ Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. — 152+4 с.

Литература

  • Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.

Отрывок, характеризующий Древние тюрки

Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч. Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск. Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск. Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей. Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода. Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено. В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов. Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии. Толь написал диспозицию: die erste Colonne marschiert [первая колонна направится туда то] и т. д. И, как всегда, сделалось все не по диспозиции. Принц Евгений Виртембергский расстреливал с горы мимо бегущие толпы французов и требовал подкрепления, которое не приходило. Французы, по ночам обегая русских, рассыпались, прятались в леса и пробирались, кто как мог, дальше.

wiki-org.ru


Смотрите также