Топ-10 спагетти-вестернов - Дневник Николая Пегасова. Спагетти вестерн


Спагетти-вестерн, определение и лучшие представители жанра

Сегодня, дорогие друзья, от меня исходит предложение вернуться к вестернам. Еще в статье о классическом американском вестерне я сказал, что сам жанр предполагает огромное количество поджанров. И если классическая форма по понятным причинам — основополагающая, то наиболее оригинальной и влиятельной с художественной точки зрения оказался иной подвид. Я имею в виду спагетти-вестерн.

спагетти-вестернЭто забавно, но именно черты спагетти-вестерна, плотно укоренившиеся в поп-культуре, для современного человека и являются признаками вестерна в целом. Еще более забавно то, что данные картины, хоть все и сделаны про Дикий Запад, однако целиком и полностью произведены… в Италии. Да-да.

Среди многих остается совершенно неизвестным то, что в самом американском из всех голливудских жанров победили итальянцы. Возможно из-за этого поджанр презрительно нарекли именем спагетти-вестерн.

«Долларовая трилогия» Серджио Леоне

Всё началось с никому неизвестного итальянского режиссера, с юности являвшегося большим любителем американских вестернов. Его имя навсегда вошло в историю кино — звали постановщика Серджио Леоне.

серджио леоне

Серджио Леоне

Он решил сделать своеобразный ремейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В японском фильме история происходила в средневековой Японии, и героем был самурай. Леоне адаптировал историю под Дикий Запад и сделал первый в истории спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (кстати говоря, потом он проиграл суд Куросаве по обвинению в плагиате).

Этой картиной он положил начало череде своих вестернов, навсегда изменивших лицо жанра и давших дорогу целому потоку аналогичных итальянских картин. Всё тот же Леоне установил и главные отличительные черты спагетти-вестернов.

Рассматривать поджанр следует, пожалуй, на центрообразующей серии фильмов — так называемой «Долларовой трилогии», в которую входят «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой».

«За пригоршню долларов» (1964)

За пригоршню долларов

«За пригоршню долларов» (1964 )

Безымянный герой в исполнении Клинта Иствуда прибывает в богом забытый городок Сан Мигель, в котором всю власть делят две группы: коррумпированная семейка шерифа Бакстера и аморальная банда братьев Рохас. Герой сотрудничает то с одними, то с другими, стравливая их друг с другом (частый в вестернах сюжетный стереотип).

Что заявляет Серджио Леоне в первом фильме трилогии? Странный Дикий Запад, очень отличающийся от американского — спагетти-версия данной местности выглядит как некий легендарный мир, в котором существуют вычурные, карикатурные и крайне кинематографичные персонажи. Люди здесь говорят яркими фразами; все будто только и делают, что целыми днями ходят с револьверами и стреляют друг в друга; города носят архитипические названия.

С визуальной точки зрения возникает невиданные для американских вестернов операторские приёмы — большое количество геометрически выстроенных общих и сверхобщих планов, чередующихся со сверхкрупными, и создающих дополнительное ощущение легендарности и эпики.

Наконец, уже в «Пригоршне долларов» Серджио Леоне придумывает две самых замечательных в спагетти-вестерне вещи — сверкающие пафосом, насыщенные саспенсом дуэли и подчинение визуального ряда мощному выразительному саундтреку (в большинстве случаев к спагетти-вестернам музыку писал Эннио Морриконе). Леоне предлагает нам посмотреть на Дикий Запад, как на своеобразный револьверный балет, в котором каждый поворот головы, касание пальцами рукояти пистолета или шаг в сторону наполнен огромной выразительностью.

Фактически первым же фильмом режиссер создает все основные характеристики нового поджанра (понятия не имею, как ему это удалось). Далее он лишь их укрепляет и отрабатывает. За исключением некоторых дополнений, которые будут упомянуты.

«На несколько долларов больше» (1965)

На несколько долларов больше

«На несколько долларов больше» (1965)

Уже никакого влияния Куросавы. Самостоятельный сюжет, больший размах, хотя всё по-прежнему довольно-таки малобюджетно. Кроме Клинта Иствуда (являвшегося единственным американским актёром в первой части) добавляется второй герой в исполнении Ли Ван Клифа (этот человек пропишется в спагетти-вестернах практически навсегда).

Сюжет рассказывает о двух охотниках за головами — вновь безымянном герое (кличка Монко) и полковнике Мортимере, которые гоняются за неуловимым и коварным грабителем банков по прозвищу Эль Индио.

Что любопытно, Эль Индио исполняет Джан Марио Волонте — тот же актер, что играл Рамона Рохаса в «За пригоршню долларов». Подобная рокировка касается многих второплановых персонажей и массовки. Таким образом, Леоне добавляет еще одну любопытную деталь в жанр — в разных фильмах используются одни и те же актёры, но у них меняются амплуа. Это на вооружение в дальнейшем возьмут и последователи режиссера.

В истории обыгрываются вопросы мести и золота — темы, ставшие самыми любимыми у постановщиков спагетти-вестернов.

Но дальше Серджио Леоне ждал настоящий успех — он создал вестерн на все времена.

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Хороший, плохой, злой

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Пожалуй, самый известный и самый популярный вестерн в мире. В рамках самой трилогии в историю добавляется третий главный герой. Таким образом их становится трое: по-прежнему безымянный Клинт Иствуд (в этот раз прозвище Блондин), ставший подонком Ли Ван Клиф в лице персонажа по кличке Ангельские Глаза и вспыльчивый бандит Туко (Элай Уоллах).

Кстати говоря, нельзя чётко определить, является ли Клинт Иствуд одним и тем же персонажем во всех трёх фильмах, ибо есть как общие черты, так и различия.

«Хороший, плохой, злой» рассказывает нам о заварушке, происходящей во время Гражданской Войны в США. Трое героев узнают о зарытой на кладбище огромной сумме денег: Туко знает местоположение кладбища, Блондин знает имя на могиле, Ангельские глаза не знает ничего, но сделает всё, чтобы забрать деньги себе.

Серджио Леоне довёл здесь спагетти-вестерн до совершенства.

«Долларовая трилогия» породила настоящий всплеск спагетти-вестернов в Италии. Их начали штамповать, как горячие пирожки. Как хорошего уровня, так и не выдерживающие никакой критики. Главными режиссерами жанра, кроме Леоне, стали Серджио Соллима, Джулио Петрони, Тонино Валерии и Серджио Корбуччи.

 

В дальнейшем сам Серджио Леоне снял не менее знаменитые «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита», в которых уже старался раздвинуть рамки собственного жанра, но его нововведения не стали тенденцией.

Давайте сделаем выводы. Признаки спагетти-вестерна.

  • Как правило архитипичные сюжеты: месть, золото, странствие таинственного путника.
  • Часто главный герой не имеет имени, прошлого или каких-либо других важных для понимания характера деталей.
  • Колкие диалоги.
  • Вычурный визуальный ряд. Обильное использование сверхобщих и сверхкрупных планов. Чёткое выстраивание геометрии кадра.
  • Максимально тесное взаимодействие изображения, монтажа и музыки.
  • Активное использование паузы и саспенса, как приёма.
  • Взаимозаменяемость актёров и персонажей.

Чистый спагетти-вестерн сегодня встречается также редко, как и классический американский. К тому же, эталоном всё равно навсегда остается творчество Серджио Леоне.

Тем не менее, использовать элементы или адаптировать поджанр спагетти-вестерна под собственные нужды всегда можно попробовать. Я когда-то решился это сделать в своей короткометражке «Долина прокажённых». Почему бы и вам не поэкспериментировать? Дерзайте!  smile

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

craftkino.ru

Что такое «спагетти-вестерн»? Печальные ковбои стреляют не целясь | Культура

Они талантливы. Созданные ими фильмы бессмертны. Каждый из них обладает совершено неповторимым режиссерским стилем. Они крушат каноны, ломают стереотипы и неустанно экспериментируют с формой и содержанием. Они презирают массовую культуру и творят для избранных. Избранные в восторге! Широкие массы в недоумении.

Отечественный кинопродукт в Италии постепенно переходит в категорию элитарного, а простая, неискушенная публика все чаще отдает предпочтение американским фильмам. Ведь что ни говорите, а Голливуд никогда не считал зазорным снимать кино для массового зрителя.

Вот на этом-то «панамериканизме» соотечественников и решает сыграть тогда еще никому не известный режиссер Серджио Леоне. Имея на руках всего-навсего 200 тысяч долларов — даже по тем временам очень скромный для полнометражного фильма бюджет — Леоне берется за съемку вестерна. Вариант был беспроигрышным: ну, что можно снять более американское, чем фильм про мужественных покорителей Дикого Запада?

Главную роль за символический гонорар в 15 тысяч долларов соглашается сыграть Клинт Иствуд, на тот момент успевший зарекомендовать себя разве что в массовках (титулованные звезды голливудских вестернов Генри Фонда и Чарльз Бронсон предложение итальянского режиссера отвергли). Музыку для фильма пишет малоизвестный по тем временам композитор Эннио Морриконе (который, кстати, был одноклассником Леоне). Экономить пришлось на всем: даже черные джинсы, шляпу и сигары для героя Иствуда Леоне выбрал сам и купил за собственные деньги.

Тем не менее, фильм «За пригоршню долларов» был снят и в декабре 1964 года выпущен в прокат. В афишах не было ни одной итальянской фамилии — хитроумный Леоне предпочел спрятаться за псевдонимом Боб Робертс, другие члены съемочной группы последовали его примеру. На рекламу фильма у Леоне денег не оставалось — впрочем, этого и не потребовалось. Публика валила валом на «настоящий американский вестерн», не подозревая, что он снят соотечественником. Дамы восторгались мужественной физиономией Клинта Иствуда, мужчины одобрительно комментировали многочисленные сцены с перестрелками. И мало кто из зрителей обращал внимание на то, что за традиционными декорациями добротного вестерна скрывается нечто совершенно иное…

Сегодня фильм «За пригоршню долларов» принято считать классическим образцом жанра «спагетти-вестерн», а его создателя Серджио Леоне — отцом упомянутого жанра. Справедливости ради стоит заметить, что до Леоне уже было снято около 25 фильмов в духе «спагетти-вестерна», но «За пригоршню долларов» стал первым из них, вышедшим в широкий прокат.

Формальные отличия «макаронных» вестернов от классических перечислить несложно. Долгое время было принято считать, что не шибко богатые итальянцы просто снимают малобюджетные вестерны, в которых пейзажи попроще, крови побольше, события динамичнее, характеры героев более плоские, а сюжетная логика приносится в жертву внешней эффектности. Итальянские режиссеры не стремились к реалистичности: в отличие от американских ковбоев, герои их фильмов, выхватывая кольт из кобуры, даже не пытались сделать вид, что прицеливаются. Они просто стреляли в никуда — и всегда попадали в цель.

Разглядеть пресловутую «интеллигентскую фигу» в кармане Серджио Леоне и его коллег кинообщественности удалось не сразу. Итальянцы ерничали в свое удовольствие, один за другим снимая фильмы про апокалипсис великой американской мечты. Это в голливудских вестернах герои были полны сил и энергии, устремлялись навстречу светлому будущему, ощущали себя первопроходцами и покорителями неизведанных миров. Мир изменчив, и все перемены — к лучшему, — вот кредо вестерна по-американски.

Ничто не ново в этом мире, все уже было и повторится еще бессчетное количество раз — твердят итальянские режиссеры. Их герои существуют в выжженных, мертвых пространствах, они одержимы жаждой мести за давно минувшие злодеяния, их будущее заключено в их прошлом. Они ищут давно похищенные клады на братских кладбищах и возят пулеметы, спрятанные в гробах. Визитная карточка американских вестернов — погони, безумные скачки прериями, открытая борьба благородных соперников — в «спагетти-вестернах» трансформируется в бесконечные засады, выстрелы в спину из-за угла и «прятки» в разрушенных домах вымерших селений.

Герои «спагетти-вестернов» — вовсе не первооткрыватели. У них нет наивной, полудетской убежденности в собственной исключительности, в них не бушуют страсти, из них не рвется наружу влюбленность в этот мир. Они циничны и подчас аморальны, они все видели и все знают. Им все безразлично.

Чем было вызвано появление «макаронных вестернов»? Мнений много. Возможно, сыграли свою роль войны в Корее и Вьетнаме, после которых несколько иначе стали восприниматься сцены массовых уничтожений индейцев положительными героями. Кто-то склонен объяснять смерть традиционного вестерна постепенным «взрослением» кинематографа, переходом к более глубоким и сложным жанрам, а кто-то и вовсе трактует «скрытые смыслы» работ Серджио Леоне как первые проявления постмодернизма.

Кроме Леоне, явные признаки «вестернов по-итальянски» прослеживаются в работах Серджио Корбуччи, Карло Лидзани, Энцо Кастеллари. Сам Леоне после выхода «За пригоршню долларов» с годичными интервалами снимает фильмы «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Во всех трех картинах, объединяющихся в трилогию, главную роль исполнил Клинт Иствуд.

Успех фильмов Леоне был настолько велик, что в 1969 году его приглашают в Голливуд и подписывают контракт на съемки очередного вестерна — «Однажды на Диком Западе». По иронии судьбы, главные роли в нем исполнили те самые Генри Фонда и Чарльз Бронсон, которые несколько лет назад отвергли предложение Леоне. Фильм не вызвал слишком бурного отклика у современников, однако сегодня кинокритики склонны считать его одним из лучших образцов американского вестерна.

«Ковбойская» карьера Серджио Леоне завершилась в 1971 году. Последующие 14 лет он посвящает работе над шедевром всей своей жизни — эпической сагой «Однажды в Америке». Впрочем, этот фильм действительно шедеврален и заслуживает совершенно отдельной статьи…

shkolazhizni.ru

Топ-10 спагетти-вестернов - Дневник Николая Пегасова

07:10 pm - Топ-10 спагетти-вестернов

Недавно я опубликовал собственный Топ-10 классических голливудских вестернов. Меня неоднократно просили посоветовать хорошие фильмы на страницах дневника, и я подумал, что такие жанровые топ-10 могу сделать более-менее регулярными.

Поскольку начал я с вестернов, то ими же и продолжу. 60-е годы — это расцвет европейского вестерна, который сильно повлиял на вестерн американский, да так, что в 1969 году эпоха классического вестерна закончилась (о чём я подробно рассказывал в той заметке). Европейские вестерны снимались на итальянские деньги в Италии, Франции и Испании. По этой причине их обычно называют «спагетти-вестернами», выпячивая их итальянское происхождение.

Жанр спагетти-вестерна сильно персонализирован. Самые значимые фильмы сняли два режиссёра, два Серджо: Серджо Леоне и Серджо Корбуччи. Музыку к спагетти-вестернам должен писать Энио Морриконе (иногда он делал это под разными псевдонимами). Во многих фильмах жанра играют приглашённые голливудские звёзды, но также есть и знаковые итальянские актёры, которые ассоциируются со спагетти-вестерном: например, Джан-Мария Волонте, Франко Неро и Теренс Хилл.

Переходим к списку фильмов. В этот раз они не в хронологическом, а в уникальном порядке: сперва работы Леоне, потом — Корбуччи, а потом другие достойные ленты. Сюжеты не описываю, потому что в этом жанре главное — персонажи, крупные планы и диалоги.

«За пригоршню долларов» (imdb) Серджо Леоне, 1964Тот фильм, с которого и начался жанр. Римейк самурайского боевика «Телохранитель», причём римейк пиратский: Куросава успешно судился с создателями вестерна. Леоне, Морриконе, Волонте — и первая звёздная роль американца Клинта Иствуда, который выступил в амплуа «Человека-без-имени». Этот образ Иствуд повторил у Леоне в двух следующих фильмах.

«На несколько долларов больше» Серджо Леоне, 1965 (imdb)Леоне, Морриконе, Иствуд, Волонте, присоединившийся к ним Ли Ван Клиф (голливудский актёр) и Клаус Кински (немецкий актёр) в небольшой роли. Иствуд и Волонте практически повторяют свои роли из предыдущего фильма (хотя это другие персонажи) — зачём что-то менять, если и так превосходно?

«Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне, 1966 (imdb)Леоне, Морриконе, Иствуд (в том же амплуа), Ван Клиф и голливудская звезда Эли Воллах, который повторяет образ мексиканского злодея из «Великолепной семёрки», где он играл шестью годами ранее. Диалоги настолько самобытные, что фильм растащили на цитаты: «Все люди делятся на два рода: тех, кто копает, и тех, кто с пистолетом», «Пришёл стрелять — стреляй, зачем говорить?» и т. д. Лучший вестерн (не только «спагетти», а вообще) в истории мирового кинематографа.

«Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне, 1968 (imdb)После «Долларовой трилогии» (то есть трёх предыдущих фильмов) Леоне сменил состав съёмочной группы (хотя Морриконе остался, он незаменим). Бюджет серьёзно вырос, и фильм вместил сразу двух топовых голливудских звёзд — Чарльза Бронсона и Генри Фонду, причём Фонда, если я правильно помню, до этого ни разу в жизни не играл отрицательных персонажей. Плюс Клаудия Кардинале. Фильм сильно раздулся: на мой вкус, мог бы быть в полтора раза короче. Но операторская работа — образцовая, именно на сценах из этого фильма обычно показывают, что такое «стиль Серджо Леоне».

(Справедливости ради, отмечу, что Леоне снял ещё один вестерн — «Пригнись, придурок!», 1971. Но этот фильм страшно затянут, а Стайгер и Кобурн не образовали запоминающегося дуэта. Также справедливости ради, напомню, что Леоне снял не только вестерны и более ранние, богами забытые пеплумы, но и «Однажды в Америке», 1984 — это его последняя работа).

«Джанго» Серджо Корбуччи, 1966 (imdb)Это не первый вестерн, снятый Корбуччи, но точно его первый значимый фильм. Франко Неро играет меткого стрелка, который всюду таскает за собой гроб. Что в гробу — вы, наверное, и так знаете, а если не знаете — то я вам не скажу, чтобы не портить удовольствие спойлерами. От фильмов Леоне «Джанго» отличается зашкаливающей жестокостью.

«Великое Молчание» Серджо Корбуччи, 1968 (imdb)Правильнее было бы перевести «Большая Тишина», потому что это прозвище главного героя — он немой. Играет его француз Жан-Луи Трентиньян, но фильм держится не на нём, а на главном злодее в великолепном исполнении Клауса Кински. Концовка непредсказуемая — спорю, что вы не угадаете, чем кончится эта лента. Музыка Морриконе.

(И снова, справедливости ради, скажу, что Корбуччи и помимо вестернов снял несколько хороших кинокартин. Самая известная из них, наверное, «Блеф», 1976, с Адриано Челентано и Энтони Куинном — этот фильм очень любили в Советском Союзе.)

«Меня зовут Троица» Энцо Барбони, 1970 (imdb)Пожалуй, самый известный комедийный спагетти-вестерн. Снято дёшево и местами коряво, но действительно смешно — а что ещё нужно от комедии? В главных ролях Теренс Хилл и Бад Спенсер — они оба итальянцы, но взяли американские псевдонимы, чтобы спагетти-вестерны хотя бы титрами походили на голливудские. Эта комедийная парочка снялась позже в дюжине фильмов.

«Меня зовут Никто» Тонино Валери, 1973 (imdb)Еще в 1960-е Серджо Леоне придумал интересный сюжет про постаревшего, но всё ещё самого известного стрелка Дикого Запада, и парня-выскочку, его фаната и тоже неплохого стрелка. Но у Леоне не доходили руки превратить сюжет в кино, поэтому ленту снял его приятель. Генри Фонда и Теренс Хилл в главных ролях — оба этих имени вы уже встречали выше. Попытайтесь угадать, кто написал музыку — не ошибётесь.

«Красное солнце» Теренса Янга, 1971 (imdb)Картина снята приглашённым британским режиссёром, между прочим, создателем первых трёх фильмов о Джеймсе Бонде. Сюжет необычен, а потому я обязан о нём сказать. Японское правительство посылает в подарок президенту США драгоценную катану. Где-то на Диком Западе, на полустанке, её похищают бандиты, и по их следам направляются самурай старой школы и опытный стрелок. Трёх главных героев играют суперзвёзды своего времени: японец Тосиро Мифуне, американец Чарльз Бронсон и француз Ален Делон (главарь банды). Главная женская роль досталась шикарной Урсуле Андресс, которую именно Теренс Янг сделал знаменитой, сняв в «Докторе Но».

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани, 1966 (imdb)По-итальянски фильм называется «Эль Чунчо, кто его знает?», но в мире более известно американское название. В советском прокате именовался «Золотая пуля». Дамиани больше известен фильмами про итальянскую мафию, в частности, он один из авторов знаменитого сериала «Спрут». Но этот спагетти-вестерн, который он снял, у меня самый любимый после тех, что сделал Леоне. Там тоже интересный сюжет: американское правительство посылает профессионального киллера убить одного из вождей мексиканской революции, а в дороге он встречает бандитов-революционеров под командованием лихого главаря. Первого персонажа играет идеальный злодей Клаус Кински, второго — не менее харизматичный Джан-Мария Волонте. Да-да, имена всё те же, вы их неоднократно встречали выше. И не забывайте про Морриконе.

* * *

С середины семидесятых интерес к жанру вестерна в Америке угас (хотя Иствуд настойчиво продолжал их делать), поэтому и спагетти-вестерны перестали снимать. Итальянские кинопродюсеры переключились на ужастики и комедии. Но это уже другая история.

pegasoff.livejournal.com

Введение - The Spaghetti Western Database

Добро пожаловать в ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПАГЕТТИ ВЕСТЕРНАМ ДЛЯ НОВИЧКОВ. Начните читать это, если вы плохо знакомы с жанром и озадачены большим количеством фильмов.

Что такое спагетти-вестерн?

Период расцвета спагетти-вестерна начался в первой половине шестидесятых и длился до второй половины семидесятых. Название свое жанр получил из-за того, что производились они итальянцами, часто в сотрудничестве с другими европейским государствами, главным образом Испанией и Германией. Термин "спагетти-вестерн" первоначально носил неодобрительный оттенок, накладываемый иностранными критиками которые считали их нижестоящими по отношению к американским вестернам. Большинство фильмов было выполнено с небольшими бюджетами, но отдельные представители были выполнены новаторски и высокохудожественно, хотя в то время они не получали особого признания даже в Европе. В восьмидесятых репутация жанра улучшилась и сегодня термин не является пренебрежительным, хотя некоторые итальянцы все еще предпочитают называть фильмы "western all’italiana" (вестерны в итальянском стиле). В Японии их называют "Макарони вестерн", в Германии "Италовестерн".

Что особенного в них?

Часто считается, что жанр возник как реакция на огромный успех фильма "За пригоршню долларов" (1964) Серджио Леоне, адаптации японского самурайского фильма "Телохранитель" (Акира Куросава, 1961). Но пригоршня вестернов была сделана в Италии прежде, чем Леоне переосмыслил жанр, и итальянцы не были первыми, кто снял вестерны в Европе в шестидесятых. В Германии была произведена серия очень успешных вестернов, основанных на работах Карла Мея, и первый европейский вестерн, обладающий, по крайней мере, некоторыми их основных компонентов "спагетти-вестернов", был выполнен без итальянского участия, будучи британско-испанским совместным производством: "The Savage Guns" (Майкл Каррерас, 1962).

Но, несомненно, Серджио Леоне определил взгляд и отношение к жанру первым и двумя последующими вестернами: "На несколько долларов больше" (1965) и "Хороший, плохой, злой" (1966). Вместе эти фильмы называют "долларовой трилогией". Запад Леоне был полон пыли бесплодных земель и деревень с белыми домами, завывающими ветрами, тощими собаками и циничными героями, столь же небритыми, как и злодеи.

Все три фильма были снабжены музыкальным сопровождением Эннио Морриконе, и его музыка была столь же поразительна как и необычна картинка Леоне: мало того, что он использовал такие инструменты как труба, губная гармошка или электрогитара, он также добавил свист, удары кнута и выстрелы к смеси, описываемой критиками как "треск гремучей змеи". Морриконе впоследствии продолжал писать музыку для более чем 30 итальянских вестернов и был ключевым фактором в успехе жанра.

Обычно спагетти-вестерн больше ориентирован на действие чем их американские коллеги. Из-за редких диалогов, некоторые критики указывают что они построены как оперы, используя музыку в качестве иллюстрации к рассказу. Долгое время прошлые вестерны называли "лошадиными операми", по заверению профессора культурных исследований Кристофера Фрейлинга. Многие спагетти-вестерны были насыщены насилием, из-за чего встречались с проблемами цензуры, заставляющей сократить хронометраж или даже запрещающей их показы. Многие спагетти-вестерны показывали американо-мексиканские пограничные отношения и демонстрировали крикливых и садистских мексиканских бандитов. Гражданская война и ее последствия были текущим фоном. Вместо стандартных имен, таких как Уилл Кэйн или Итан Эдвардс, герои часто носили причудливые имена вроде Ринго, Сартана, Сабата, Джонни Оро, Аризонский Кольт или Джанго. В жанре явно преобладали католические веянья (что видно в использовавшихся именах: Аллилуйя, Кладбище, Троица или Святая Вода Джо!), с визуальным стилем с сильным влиянием католической иконографии, к примеру, распятие на кресте, последний ужин или "се, Человек". В сюрреалистическом и экстравагантном "Джанго, стреляй!" (Se sei vivo, spara, 1967) от Джулио Квести, бывшего ассистента Феллини (!) есть воскресший герой, который видит отражение Судного Дня в пыльном западном городе.

Наружные сцены многих спагетти-вестернов, особенно с относительно высоким бюджетом, были сняты в Испании, в частности пустыня Табернас в Алмерии (Андалусии) и Кольменар-Вьехо и Ойо-де-Мансанарес (вблизи Мадрида). В Италии область Лацио (окрестности Рима) была любимым местом для съемок. Некоторые спагетти-вестерны были засняты в Альпах, Северной Африке или Израиле. Комнатные сцены обычно снимались в западных городах в римских студиях, таких как "Чинечитта" или "Элиос". Последняя имела и мексиканский город расположенный рядом с западным городом.

Краткая история

# Первые годы

Вестерны всегда были популярны в Италии. Несколько итальянских вестернов были произведены во время второй мировой войны, когда фашистское правительство исключило американские вестерны из итальянских кинотеатров, например "Il Fanciullo del West" (1942), Джорджио Феррони (который снял несколько спагетти-вестернов и во время расцвета жанра). В шестидесятых отсутствию американских вестернов в европейских кинотеатрах была другая причина: наиболее важные жанровые режиссеры, такие как Джон Форд и Энтони Манн исчерпали свои возможности и жанр перешел к телевизионщикам. Фильмы Карла Мея создали культурную и финансовую среду для крупномасштабного производства западных фильмов в Европе. Ранние итальянские вестерны произведенные в шестидесятые большей частью походили на американские вестерны Б-класса с актерским составом и командой скрывающимися под звучными американскими псевдонимами. "За пригоршню долларов" Леоне был создан одновременно с фильмом Марио Кайано "Пистолет не знает аргументов". В то время как Леоне пересматривал западный жанр, Кайано рассказывал классическую западную историю о шерифе по имени Пэт Гэрретт, и если Кайано нанял стареющего американского актера (Род Камерон), то Леоне выбрал молодого телевизионного актера Клинта Иствуда. В жанре еще находящимся в своем младенчестве большинство фильмов произведенных в переходном 1965 году смешало воздействия со стороны американских и итальянских традиций, в пример можно привести фильмы Дуччо Тессари "Пистолет для Ринго" и "Возвращение Ринго" с первой итальянской мегазвездой вестерна Джулиано Джеммой. Леоне тогда еще подписывался в международной версии "За пригоршню долларов" американским псевдонимом Боб Робертсон. А первым итальянцем, который подпишет спагетти-вестерн собственным именем станет Серджио Корбуччи для вестерна "Земля Миннесоты" (1965).

# Годы славы: 1966 - 1968

В этот довольно короткий период было снято большинство фильмов, ставших классикой. В 1966 Леоне сделал "Хороший, плохой, злой", обычно расцениваемый как наиболее существенный спагетти-вестерн и теперь многими оцениваемый выше при сравнении с когда-либо выполненными западными аналогами. Следующей вехой был инновационный "Джанго" Серджио Корбуччи (часто называемый "другим Серджио"), который стал прототипом истории мести, и породил многочисленные фильмы с "Джанго" в названии. В 1968 эти два режиссера подарили жанру еще два бесспорных шедевра: Леоне сделал легендарный "Однажды на Диком Западе", первый спагетти-вестерн привлекший внимание так называемых "серьезных" критиков, а Корбуччи сделал потрясающий "Великое безмолвие", полностью снятый в снегах, которым разрушались фактически все традиции жанра, в том числе наиболее устоявшееся клише гласившее что в вестерне всегда побеждает хороший герой.

Еще один режиссер золотого периода жанра Серджио Соллима ("третий Серджио") самый рациональный и политически активный в спагетти-вестернах. Его "Сдавайся и расплатись" (La Resa dei Conti, 1966) с Ли Ван Клифом, который участвовал в двух частях долларовой трилогии, является рассказом о классовой борьбе и разрушает мифологию стрелка следующего закону. "Лицом к лицу" (1967) история профессора колледжа из Новой Англии, который путешествует на юг и обнаруживает в себе инстинкт выживания, находясь в заложниках у бандита. Преподавателя играет Жан Мария Волонте еще один ветеран Леоне, в то время как в образе бандита предстал кубино-американский актер Томас Милиан.

Волонте также появился у Дамиано Дамиани в "Пуля для генерала" (Quien sabe? 1966) задавшей тон для серии политических вестернов в Мексике во время нескольких мексиканских революций, так называемые "Zapata westerns" (иногда называемые "тортилья вестерны"). Томас Милиан играл во многих этих Zapata westerns, всегда как слуга, мексиканский фермер, революционер. По его собственным словам он стал "символом бедности и революции". Снятые в Мексике в причудливом западном стиле, Zapata westerns однако оказались более интересными европейцам чем американцам (северянам или латиноамериканцам). В шестидесятых идеи марксизма были широко распространены среди европейских интеллектуалов, особенно в средиземноморских странах, и Zapata westerns, отражали революционные идеи, которые существовали среди них. Будучи более сложными и интеллектуальными чем большинство "обычных" спагетти-вестернов, Zapata westerns были популярны среди студентов. Но они были также очень популярны среди зрителей третьего мира. Среди лучших представителей можно выделить "Тепепа" Джулио Петрони и "Наемник" Серджио Корбуччи (оба выпущенные в 1968 году).

1969 год показал сокращение числа произведенных вестернов, и тенденция пародировать жанровые наработки прошлых годов стала более очевидной, особенно в фильмах о Сартане, часто называемых ответом спагетти-вестерна на фильмы о Джеймсе Бонде.

# Комедийный период

В 1970 году Энцо Барбони, бывший оператор в "Джанго" Корбуччи, выпустил "Меня зовут Троица". То, что было пародией, теперь стало фарсом, и фильм стал внезапным хитом во всем мире. Что ознаменовало начало нового золотого периода, если не для спагетти-вестерна, то по крайней мере для итальянской кинопроизводства. Последовали многочисленные комедийные вестерны, а актеры Теренс Хилл и Бад Спенсер на пару стали международными звездами. Большинство поклонников спагетти-вестернов не столь любит эти комедии, но фильм о Троице - хорошая забава, а продолжение "Меня все еще зовут Троица" стало самым успешным итальянским вестерном когда-либо выпущенным до этого. "Меня зовут Никто" снятый Тонино Валерии (под надзором Леоне) - это уже трагикомическая ностальгия относительно конца Запада. Некоторые фильмы соединяли элементы спагетти-вестерна и гонконгских фильмов о боевых искусствах, обычно с восточным бойцом, путешествующим по Дикому Западу, но ни один из них не стал по настоящему классическим. Хотя вестерн находился во власти комедии, несколько серьезных фильмов были произведены в первой половине семидесятых. Корбуччи выпустил "Напарников" своего рода продолжение "Наемника" (1968), в то время как Леоне сделал политически окрашенный "За пригоршню динамита" (1971).

# Сумеречные спагетти

Как оказалось, у жанра был последний подъем - так называемые Сумерки Спагетти, созданные с могильной серьезностью, очень элегантные и меланхоличные вестерны, прославляющие кончину жанра (и носящие траур) и распад итальянской жанровой индустрии. Фильмы снимались к тому времени в ветхих западных городах римских студий, которые производили десятки вестернов каждый год в предыдущее десятилетие. Двумя из лучших сумеречных спагетти является "Калифорния" Микеле Лупо с Джулиано Джеммой, знаменитым актером вестерна в Италии, и "Кеома" созданная плодовитым режиссером Энцо Дж. Кастеллари с Франко Неро в главной роли, который играл Джанго одним десятилетием ранее.

В наши дни

Новое поколение режиссеров, представленных Квентином Тарантино и Робертом Родригесом, вновь открыло жанр, вводя его элементы в собственные сценарии и развивая визуальный стиль, который был разработан итальянскими маэстро с шестидесятых. В то же самое время старые режиссеры, такие как Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и конечно Клинт Иствуд подтвердили свое восхищение Серджио Леоне, который теперь повсеместно признается одним из самых великих режиссеров, которые когда-либо жили. Эннио Морриконе получил в 2007 году "Оскар" за выдающийся вклад в кинематограф за "великолепный и многогранный вклад в музыкальное сопровождение фильмов". Клинт Иствуд стоял рядом с ним при церемонии. Оба мужчины встретились на приеме двумя днями ранее, впервые за 40 лет. Появление DVD тоже много значит для жанра. Впервые новые поколения смогли увидеть спагетти-вестерны в своей полной широкоэкранной красоте, и хотя есть еще к чему стремиться, самые важные фильмы теперь доступны на DVD.

Это - новая версия нашей вводной страницы. Вы можете еще прочитать предыдущую версию введения здесь: Введение (предыдущая версия)

Рекомендуемые следующие шаги: посетите наш Топ 20 Лучших, наш Альтернативный Топ 20 или посмотрите Любимцев Редакции.

-- Авторы: Scherpschutter & Lindberg

-- Переведено: IW-GDK.

www.spaghetti-western.net

история в двух частях. Окончание: humus

хумус (humus) wrote, 2007-03-04 18:53:00 хумусhumus 2007-03-04 18:53:00 Многие американских звезды "бэшек" и характерные актеры нашли возможным поехать в Европу и стать звездами спагетти вестернов (дальше сокращенно СВ). После "долларовых фильмов" Леони, Ли Ван Клиф сыграл в The Big Gundown (1966), Death Rides a Horse (1967), Beyond the Law ("Вне закона", 1968) и во многих других. К началу 1970-ых Ван Клиф стал одним из десяти самых кассовых актеров в Европе. Актеры, типа Гилберта Роланда, Вальтера Барнса, Стивена Бойда, Эда Бирнса, Джозефа Коттона, Бродерика Кроуфорда, Марка Дэймона, Джека Элама, Вуди Строда, Джон Айрленда, Тая Хардина, Гая Мадисона, Лекса Баркера, а так же и множество других, нашли работу в СВ, когда их основная карьера пошла под уклон.Спагетти вестерны раскрутили и европейских актеров, хотя некоторые и работали под псевдонимами. Джулиано Джемма (aka Монтгомери Вуд) стал знаменит фильмами про Ринго. Франко Неро нашел прибыльную работу в фильмах Tempo di massacro ("Время бойни",1966) Лючио Фульчи, Texas Adios ("Прощай, Техас", 1966) Фердинандо Бальди и во множество проектов Серджио Корбуччи (Корбуччи однажды сказал, "Форд создал Джона Уэйна, а я - Франко Неро"). Родившийся на Кубе Томас Милиэн, сыгравший психопата-убийцу в картине Евгенио Мартина The Ugly Ones (1966), стал героем третьего мира, исполняя роли мексиканских крестьян и революционеров в лучших фильмах Соллимы и Корбуччи. Британский театральный актер Джордж Хилтон сделал двадцать два вестерна, обычно играя таинственного вооруженного чужака. В фильме Джорджио Капитани The Ruthless Four ("Безжалостная четверка", 1968), он играл гомосексуалиста, приемного сына персонажа Ван Хефлина, вступившего в сговор с злодеем Клауса Кински. Немец Кински, чья самая знаменитая роль в СВ - горбун из "На несколько долларов больше", сделал своей специальностью роли психопатов. Среди других знакомых лиц надо отметить Джана Марию Волонте, Джанни Гарко, Энтони Стеффен (псевдоним Антонио Де Тэффе) и Джорджа Мартина. Много европейских актеров ( второго плана и характерных) нашли постоянную работу в вестернах. Марио Брега, Альдо Самбрелл, Крис Хуэрта и Фернандо Санчо специализировались в ролях отвратительных жестоких бандитов. Санчо появился в невероятном количестве вестернов (их было 53). Фернандо Рей, наиболее известный зрителям как антагонист из "Французского связного", сделал скромную карьеру, играя священников и интеллигенцию. Будучи по приимуществу, мужским жанром, вестерну не хватало женщин на главных ролях. Хотя в некоторых СВ, типа "Вива Мария!" (1965) Луи Малля, "Однажды на Диком Западе" (1968) Серджио Леоне, "Нефтедобытчицах" (1971) Кристиана-Жака и "Ханни Колдер" (1971) Барта Кеннеди, они и были показаны в героических ролях, в основном, женщины были не характерны для жанра. Часто женщины играли проституток, вдов, "грушу" для битья или трупы, побуждая некоторых критиков жаловаться на женоненавистническую природу этих фильмов. (Критики также жаловались на расизм, потому что негры практически отсутствовали в спагетти-вестернах, а мексиканцы обычно изображались либо священниками, либо бандитами). Почти столь же важной частью жанра был ландшафт. Огромное большинство СВ было снято в Испании, обычно около средиземноморского прибрежного города Альмерии. Эта область страны напоминает американский юго-запад, которым и являлся в кино, поскольку сюжеты большинства фильмов имели место в районе мексиканской границы (что было особым условием испанского участия). Большинство немецких фильмов поджанра "Виннету" использовало горы около хорватского города Сплит в прежней Югославии. Другие местоположения включали итальянские Альпы, Южную Африку и Канарские Острова, а Альберт Банд отправил съемочную группу в Аргентину, чтобы там снять перегон скота для The Tramplers ("Идущие тяжелыми шагами", 1966). Серджио Леоне в "Однажды на Диком Западе"(1968) и Тонино Валери в "Меня зовут Никто" (1973) частично отсняли материал в Долине Монументов в Юте (известной как Страна Джона Форда). В 1968 году, Серджио Леоне подарил нам четвертый и самый уважаемый вестерн - "Однажды на Диком Западе", длинный и очаровательный оммаж вестернам Джона Форда, Ховарда Хоукса и других классиков жанра. С бюджетом голливудского масштаба и горделиво мощным актерским составом ( Генри Фонда, Чарльз Бронсон, Джейсон Робардс и Клаудия Кардинале), этот фильм заслужил аплодисменты критиков в Европе и четыре года шел первым экраном в одном из парижских кинотеатров. Хотя американские критики разгромили фильм, когда он вышел на экраны, современные рецензенты наконец воздают должное этому фильму и считают его классикой. "За пригоршню динамита" (1971), был фильмом, где Леоне управлял съемочным процессом не в полной мере, чувство скуки во время просмотра - явный признак этого. Когда звезды, Джеймс Коберн и Род Стайгер, отказались работать с запланированным режиссером Джанкарло Санти, Леоне пришлось взять бразды управления в свои руки. Это - довольно сентиментальный (собственно говоря) рассказ о дружбе и предательстве во времена мексиканской революции и он остается самым слабым вестерном Леоне. Однако, это неплохое кино, в котором Леоне легко справляется с крупномасштабным действием. Популярность СВ вызвала всплеск энтузиазма в производстве американских фильмов жанра (несколько новых американских вестернов были даже сняты в Испании). В то время как некоторые режиссеры пробовали (неудачно) подражать СВ, много отличных вестернов появились, используя в своих интересах популярность, если не стиль, СВ (хотя должно быть отмечено, что "Бродяга Высокогорных равнин" Клинта Иствуда (1972) - римейк спагетти-вестерна Django the Bastard ("Ублюдок Джанго", 1969) режиссера Серджио Гарроне. Классика, наподобие "Профессионалов" (1966) Ричарда Брукса, "Уилл Пенни"(1967) Тома Гриса и "Бутч Кассиди и Сандерс Кид"(1969) Уолтера Хилла, извлекла выгоду из новой популярности вестерна. Сэм Пекинпа, чья "Дикая Банда"(1969) установила новые стандарты насилия в кино, утверждал, что только новый климат, созданный спагетти-вестернами позволил ему сделать такой фильм. К началу 1970-ых, поскольку сюжеты стали более надуманными, а персонажи смехотворными, СВ начали показывать признаки увядания. Персонажи, типа Сартаны и Джанго, объединялись с пугающей частотой, а новизна сюжетов и персонажей уступила место скуке. Сартана и Сабата действовали скорее, как Джеймс Бонды XIX века, со схожим набором сложных и смешных приспособлений.Если СВ и нуждались во впрыскивании свежей крови, то это произошло в форме пары комедий, снятых бывшим оператором Энцо Барбони (кто внес свой вклад в съемки некоторых из лучших Спагетти Корбуччи, Евгенио Мартина и других режиссеров). Используя псевдоним И.Б. Клачер, Барбони снял "Они зовут меня Троица" (1970) и "Меня все еще зовут Троица"(1974), фильмы, которые сделали рекордные сборы во всем мире и принесли международную известность звездам фильмов, Теренсу Хиллу (Марио Гиротти) и Баду Спенсеру (Карло Педерсоли, бывшему олимпийскому пловцу). Трясина комедий засасывала СВ все сильнее: "Человек Востока" (1973) Барбони с Теренсом Хиллом, Life's tough, Eh Providence? (1972) Джулио Петрони с Томасом Милиэном, выглядевшим клоном Чаплина в роли возницы дилижанса и "Карамбола" (1975) Фердинандо Бальди , плагиат Троицы с Полом Л. Смитом и Майклом Коби (Антонио Кантафора). К середине семидесятых, с засилием фильмов на тему восточных боевых искусств и другими жанрами, захвативших сердца и умы поклонников экшена, исчезли спагетти-вестерны. Хорошо встреченная пародия Тонино Велери "Меня зовут Никто" (1973), "курируемая" Серджио Леоне и с участием Генри Фонда и Теренса Хилла, представляла собою прощание с жанром. Обращенный в 1899, этот фильм шел дорогами старого вестерна , с Фондой в роли стареющего стрелка, кто уступает дорогу более молодому. СВ держались еще некоторое время и почти исчезли после 1975. Иногда, тем не менее, время от времени, появляются новые СВ, чтобы напомнить нам о старых деньках. "Счастливчик Люк" Теренса Хилла (1995), Нарушители спокойствия (1995) и" Сыновья Троицы" (1996) И.Б. Клачера недавно обнаружились на видеокассетах. Популярность СВ возродилась с кабельным телевидением, видеокассетами и Интернетом, открыв жанр новому поколению зрителей. TNT показал такую классику, как The Big Gundown, Death Rides a Horse и The Hills Run Red. American Movie Classics даже показала восстановленный в широкоэкранном формате "Однажды на Диком Западе". Недавно MGM, выпустило "На несколько долларов больше" и "Хороший, Плохой, Злой" в полном виде, с ремастированным изображением и оригинальными трейлерами. Множество интернет-компаний имеет огромный выбор СВ и многие вебсайты посвящены жанру. За эти годы было написано несколько книг о рассматриваемом нами жанре. Spaghetti Westerns: Cowboys and Europeans From Karl May to Sergio Leone (Routledge and Kegan Paul Ltd. 1981) Кристофера Фрэйлинга остается основной работой по истории жанра, с акцентом на фильмах Серджио Леоне. Другая хорошая книга о Леоне - Sergio Leone, the Great Italian Dream of Legendary America (Gremese 1997), написана Оресте де Форнани. Роберт К. Камбоу в Once Upon a Time, the Films of Sergio Leone (Scarecrow Press 1985, 1987) предлагает великолепный анализ тем и символики в работах Леоне. Вне зависимости от мнения критиков, спагетти вестерны представляют важный и влиятельный жанр в истории кино. Новые фильмы, типа источающих ультра-насилие боевиков Джона Ву и "Десперадо" Роберта Родригеса, провозглашены как "современные спагетти вестерны." Но образы, которые остаются в памяти от классических СВ не всегда состоят из выстрелов и падения тел.. Кто может забыть, как Туко бежит по огромному кладбищу в "Плохом, Хорошем, Злом", потрясающее появление "мертвого" человека во время песчаной буре в "Возвращении Ринго" или одетого в черное странника, тянущего гроб через грязные улицы опустошенного города в "Джанго"?
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

humus.livejournal.com

Спагетти-вестерны ч.1 - ДРУГОЕ КИНО

На данный момент мною отсмотрено около 130 спагетти-вестернов. Я очень люблю этот жанр, поэтому переворошив кучу фильмов, решил сделать топ лучших картин, чтобы новичкам было проще ориентироваться в этой бездне материала.Этот пост можно рассматривать в качестве небольшого путеводителя по жанру.

Данный топ полностью исключает картины Серджио Леоне, потомучто они все шедевральны и смотреть их стоит в любом случае – даже если вы не поклонник спагетти-вестернов.

ЖЖ не справляется с объемом, поэтому разделяю пост на две части.

ГЕРОИ

Итак, начнем.В спагетти-вестернах были очень популярны франшизы о похождениях героев. Стоило фильму собрать внушительную кассу, как продюсеры тут же начинали клепать продолжения.

Джанго

Django (1966) собрал огромную кассу по всему миру. Популярность этого вестерна была настолько высока, что ушлые продюсеры не применули навариться на его успехе. Было снято много неофициальных сиквелов с именем “Джанго” в названии, но еще больше существует различных альтернативных названий фильмов, которые с Джанго вообще никак не связаны. Т.е. буквально вышла какая-то картина, а ее прокатывают не под оригинальным названием, а обзывают как-нибудь в духе “They Call Him Django”. Особенно этим грешили немецкие прокатчики.

Официальный сиквел у фильма всего один – Django Strikes Again (1987). Франко Неро вновь исполняет главную роль, за режиссерским креслом сидит халтурщик Нелло Россати, а фильм очень сильно напоминает картины про Рэмбо.Это не самый плохой вестерн (бывают намного хуже), но при этом абсолютно бессмысленный и ненужный. Продолжение опоздало лет эдак на 20, поэтому если смотреть, то только для галочки.

Также существует более-менее официальный приквел Viva Django (1968) от режиссера Фердинандо Бальди.В этой картине собирался играть сам Франко Неро, но к сожалению что-то там не сложилось и роль отошла Теренсу Хиллу. Получился неплохой вестерн, но не более того.Остальные фильмы про Джанго довольно убогие и не интересные. Что-то лучше, что-то хуже, но в общем и целом – смотреть на свой страх и риск.

Сартана

Сартана – очень колоритный персонаж. Это Джеймс Бонд на диком западе: он одевается исключительно в черное, любит различные гаджеты, а его главная цель – это деньги. Мораль, справедливость и прочие глупости ему не интересны, главное – нажива.Первую картину снял Джанфранко Паролини и она же является лучшей. Позже было выпущено 4 официальных сиквела, под режиссурой Джулиано Карнимео. Ну и конечно еще существует с десяток неофициальных продолжений разной степени убогости.

Сабата

Сабата – это фактически тот же Сартана. Он тоже одевается в черное, тоже любит технические приспособления, позволяющие изощренно убивать соперников и тоже обладает просто-таки нечеловеческими способностями, не поддающимися логике. Проще говоря, возьмите фильм про Сартану и умножьте все его компоненты на два.Официальных фильмов вышло три (все за авторством Джанфранко Паролини). Первый фильм – прекрасен (см. ниже), а на остальные можно не тратить время.

Ринго

Персонаж Ринго – наверное самый непримечательный из всех. Он умело обращается с оружием, любит деньги, периодически острит и в общем и целом никак особо не выделяется из тысячи других персонажей спагетти-вестернов.Тем не менее, оригинальный фильм был очень популярен и можно даже сказать, что вестерн про Ринго закрепил сумасшедший успех картины Серджио Леоне и всем стало очевидно, что появился новый сверх-популярный жанр – спагетти-вестерн.Официальных фильма всего два – A Pistol for Ringo (1965) и The Return of Ringo (1965). Оба сняты режиссером Дуччио Тессари, причем “сиквел” никакого отношения к первому фильму не имеет.Также The Return of Ringo (1965) может похвастаться одним из лучших саундтреков в истории спагетти-вестернов. Заглавная песня может даже потягаться с Django (1966).

Тринити

Тринити – это непутевой стрелок (Терренс Хилл), у которого есть брат-здоровяк Бамбино (Бад Спенсер). Они очень любят драться в салунах и постоянно ввязываются в неприятности.Дилогия фильмов о похождениях Тринити (They call me Trinity (1970) и Trinity is still my Name (1971)) в буквальном смысле реанимировала жанр спагетти-вестернов и дала ему вторую жизнь. Оба фильма собрали огромную кассу и породили новый подвид вестернов – комедийный спагетти-вестерн.Естественно, тут же появилось огромное количество подражателей и наглых копирований. Наиболее очевидный и беззастенчивый рип-офф – это два фильма про Карамболу (Carambola (1974) и Carambola's Philosophy: In the Right Pocket (1975)), в которых два главных героя похожи на Хилла и Спенсера как две капли воды. Правда смотреть за их кривляниями совершенно невозможно.Я очень не люблю комедийные вестерны и подробнее про этот поджанр написано ниже.

Незнакомец

Франшиза о Незнакомце ничем особенным не выделялась, разве что необычной уязвимостью главного героя. Он хоть и был списан почти под чистую с Иствуда, но при этом был очень живой, уязвимый и невезучий. В каждом фильме его мучили и выбивали всю дурь, а сам Незнакомец никогда не брезговал грязными приемчиками: с удовольствием стрелял исподтишка и в спины, ну и вообще в этом смысле был более человечным, чем многие другие герои спагетти-вестернов.Сюжет этой франшизы очень схематичен и всегда следует одной и той же формуле: Незнакомец приезжает в какой-то городок, ввязывается в неприятности, потом его мучают и пытают, а под конец он в одиночку противостоит огромной банде.Выпущено 4 официальных фильма, но я настоятельно рекомендую к просмотру лишь третью часть – The Silent Stranger (1968), о похождениях Незнакомца в Японии. Ниже будет рецензия.

ТОП 10 ЛУЧШИХ СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРНОВ.Порядок следования фильмов значения не имеет.

1)

Death Rides a Horse (1967) реж. Джулио Петрони (Giulio Petroni)

Хрестоматийный спагетти-вестерн на тему мести. Он настолько идеален, что его можно принять за эталон и смело штамповать копии. Картина обязательна к просмотру, даже если вы не очень любите вестерны.Квентин Тарантино обожает этот фильм и видно, что он очень сильно повлиял на его творчество. Финальный сюжетный поворот просчитывается с самого начала, но получать удовольствие от фильма это никак не мешает. По совместительству, одна из лучших ролей Ли Ван Клифа в кино.Что касается режиссера, то своим дебютом в жанре вестерна, Петрони заявил себя как очень талантливого творца, но в дальнейшем, к сожалению, не оправдал надежд. Петрони довольно значимая фигура в жанре спагетти-вестерноа и талантливый режиссер, но на мой взгляд он не может полностью реализовать потенциал собственных картин. Так что Death Rides a Horse – это его лучшая картина и если нет желания сильно углубляться в дебри жанра, то можно посмотреть лишь этот фильм и со спокойной совестью поставить точку в его фильмографии.

2)

The Grand Duel (1972) реж. Джанкарло Санти (Giancarlo Santi)

Отличная динамичная картина, которая под конец умудряется нагнать нешуточных страстей. По ходу фильма постоянно меняются "плохие парни" и почти до самого конца нету четкого разделения на то, кто здесь хороший, а кто плохой. Актерские работы сильны, а персонажи очень колоритны: Ли Ван Клиф как всегда прекрасен, а из остальных актеров особенно выделяется Клаус Грюнберг в роли жестокого гея, облачающегося исключительно в белый цвет и надевающего белые перчатки, прежде чем совершить очередную резню.Обратите внимание на год – 1972. Жанр уже почти полностью умер, а Джанкарло Санти несмотря ни на что удалось снять один из лучших спагетти-вестернов. Этот режиссер за свою карьеру снял всего-навсего 3 картины и на каком-то этапе даже должен был снимать “За пригорошню Динамита” с Серджио Леоне в качестве продюсера, но по каким-то причинам это сотрудничество не сложилось.

Что послужило поводом забросить карьеру режиссера мне совершенно не понятно, потомучто судя по The Grand Duel у него был большой талант и светлое будущее среди жанровых режиссеров своего поколения.Так что увы, но нам остается наслаждаться лишь этой его работой.

3)

A Bullet for the General (1966) реж. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani)

В самый разгар революции, молодой американец случайно присоединяется к мексиканской банде, занимающейся кражей оружия. Эта случайная встреча на самом деле является хитро спланированной операцией, а американец оказывается иностранным агентом, внедренным в банду, чтобы убить одного из лидеров мексиканской революции.

Лучший политический вестерн в истории кино.И хотя фильм является ярким представителем левой идеологии, мне кажется, что получить удовольствие от картины смогут абсолютно все, независимо от политических предпочтений. Как-никак главная тема фильма – это непродажность, верность самому себе и своим идеалам, а это близко каждому человеку.Разумеется, левая пресса сразу стала вовсю превозносить эту картину и фильм даже прокатывали в СССР (“Золотая пуля”). К сожалению, талантливый режиссер Дамиано Дамиани не часто обращался к этому жанру, отдавая предпочтение криминальному кино.

Если после просмотра будет совсем тошно от левых сентиментов, то рекомендую к просмотру The Bounty Killer (1966) – это дебют Томаса Милиана в спагетти-вестернах и довольно правая по своей идеологии картина.

4)

Day of Anger (1967) реж. Тонино Валерии (Tonino Valerii)

Довольно нестандартный представитель жанра, в котором больше драмы, нежели экшена.История про опытного охотника за головами, который решает взять опеку над молодым неудачником, подметающим улицы родного города, и сделать из него первоклассного стрелка. Типичная для жанра история учителя и ученика, которая под конец разворачивается в рассказ о нелегком моральном выборе и противостоянии бывших друзей.

5)

The Great Silence (1968) реж. Серджио Корбуччи (Sergio Corbucci)

Редкий представитель т.н. снежного вестерна (из этой оперы вспоминается лишь A Taste of Death (1968), да Cut-Throats Nine (1972)).На этот раз действие происходит в штате Юта, во время Великой Метели 1899-го года, когда Соединенные Штаты засыпало снегом от Калифорнии до Флориды. Выжженые поля и пустыни сменяются на метели и заснеженные горы, а чтобы прокормиться, бедняки собираются в шайки и промышляют грабежом. Власти назначают награды за их головы и вскоре маленький городок Snow Hill становится меккой для охотников за головами.

Уникальный по своей красоте фильм. Идея снять вестерн в зимний период до этого почти нигде не использовалась и именно Корбуччи ввел моду на “снежные вестерны”. Помимо визуальной составляющей это еще и фильм с сильным политическим подтекстом. Корбуччи никогда не скрывал своих левых взглядов и периодически вплетал свою идеологию в фильмы. В The Great Silence (1968) он на стороне бедных и обездоленных, вынужденных воровать, чтобы хоть как-то прокормиться, тогда как правительство и капиталистические наемники – это несомненное зло. Оставим это на его совести, тем более, что режиссер он очень талантливый, а фильм можно спокойно смотреть, даже не подозревая про политическую подоплеку.

Актерский ансамбль великолепен. Кински как всегда неподражаем в роли плохиша (чуть ли не лучшая его роль за всю карьеру), а Жан-Луи Трентиньян играет очень необычного анти-героя.Его зовут Молчун, из-за поврежденных в детстве голосовых связок. Он зарабатывает на жизнь в качестве наемника и живет согласно личному кодексу: никогда не браться за оружие первым, провоцируя своих противников выхватывать пистолет. Таким образом, все его убийства классифицируются как самооборона. Он убивает исключительно охотников за головами, потомучто именно эти люди ответственны за убийство его родителей и собственную немоту.На очередное дело его нанимает Паулин, жена убитого мормона, погибшего от рук Локо – безжалостного убийцы по найму, который получает особое удовольствие от истязания и умерщвления своих жертв.The Great Silence (1968) – это безусловно шедевр жанра, вдохновившей не одно поколение режиссеров. Этот фильм стоит смотреть не только поклонникам спагетти-вестернов, но и всем кто любит хорошее кино.

P.S. Забавно, что немота главного героя появилась только потомучто Трентиньян, будучи большой звездой европейского кинематографа, согласился на съемки в спагетти-вестерне только при условии, что за весь фильм ему не придётся произнести ни слова.

6)

Compañeros (1970) реж. Серджио Корбуччи (Sergio Corbucci)

Один из лучших спагетти-вестернов в принципе. Если вы не знаете с чего начать знакомство с жанром, начните с Компанерос – не прогадаете. Здесь есть абсолютно все: ансамбль из шикарных актеров и огромная доза экшена.

Компанерос очень сильно напоминает предыдущую работу Корбуччи – The Mercenary (1968). Оба фильма относятся к поджанру про мексиканскую революцию (т.н. “zapata westerns”) и очень сильно похожи друг на друга. Отличие на самом деле одно – The Mercenary более оптимистичный фильм и у режиссера еще есть надежда на революцию и светлое будущeе, тогда как в Companeros надежды уже никакой нет (явное последствие провала 68-го года в Париже). Также в Companeros гораздо сильнее проявляются левые взгляды режиссера и его поддержка революционных настроений. В остальном, это легко взаимозаменяемые картины.Лично мне больше нравится Компанерос, но только потомучто я посмотрел его первым.

7)

The Big Gundown (1966) реж. Серджио Соллима (Sergio Sollima)

Самый зрелищный и политически ангажированный фильм Соллимы.Охотник за головами Джонатан Корбетт (Ли Ван Клиф) невероятно популярен среди местного населения. Он переловил почти всех бандитов в Техасе, а его популярность настолько высока, что местные власти предлагают ему карьеру в политике. Но прежде чем сменить значок шерифа на кресло сенатора, высокопоставленные лица поручают ему последнее задание – поймать молодого мексиканского крестьянина (Томас Милиан), который обвиняется в убийстве и изнасиловании.Корбетт идет по его следам, но крестьянин слишком хорошо знает местность и постоянно ускользает из рук шерифа. Игру в кошки-мышки приходится наблюдать почти весь фильм и только под конец открываются истинные мотивы этого задания. Корбетт оказывается в сложном положении – пойти на поводу у властей, но стать очень богатым и влиятельным политиком, либо плюнуть на богатства и сделать то, что правильно.

Сценарий писал известный итальянский левак Франко Солинас, который до этого отметился работой над Bullet For A General (1966), The Mercenary (1968) и Tepepa (1969), поэтому настроения в фильме соответствующие: злые капиталисты-эксплуататоры и добрые бедняки-крестьяне.Одна из лучших ролей Ли Ван Клифа, за пределами фильмов Серджио Леоне.

8)

Face to Face (1967) реж. Серджио Соллима (Sergio Sollima)

Один из самых психологичных спагетти-вестернов.Тихий профессор истории (Жан-Мария Волонте) отправляется на юг, чтобы подлечить здоровье. Там он случайно втягивается в жизнь банды преступников и открывает в себе доселе-неизведанную жажду насилия. Вскоре, под воздействием обстоятельств и своего нового окружения, он превращается в их вожака, а вот бывший предводитель (Томас Милиан), наоборот, задумывается о своей жизни и решает измениться.Соллима специально все перевернул с ног на голову, а неожиданная рокировка персонажй дает интересный материал для исследования скрытых человеческих инстинктов и мотиваций.

9)

Sabata (1969) реж. Джанфранко Паролини (Gianfranco Parolini)

Персонаж по имени Сабата – это фактически копия Сартаны. Он тоже одевается в черное, тоже любит технические приспособления, позволяющие изощренно убивать соперников и тоже обладает просто-таки нечеловеческими способностями, не поддающимися логике. Проще говоря, возьмите фильм про Сартану и умножьте все его компоненты на два.

Первый фильм в трилогии (Sabata (1969), Adiós, Sabata (1970), Return of Sabata (1971)) – самый лучший и интересный. Ли Ван Клиф как всегда неподражаем, а его пистолетные дуэли поражают воображение своей изощренностью. Кроме него в фильме полным-полно колоритных персонажей, много сюжетных поворотов, ну и конечно зашкаливающий экшен. Самый настоящий спагетти-вестерн без тормозов!Недостатков почти нет, разве что кому-то может быть не по вкусу картонное насилие, которым режиссер обильно поливает зрителя.

10)

Shango (1970) реж. Эдуардо Мулагриа (Edoardo Mulargia)

Гражданская война окончена, но майор конфедеративных войск Дростер не намерен сдаваться. Его войска заняли маленький мексиканский город и, опьяненный своей безнаказанностью, майор не собирается складывать оружие и терять былую власть. А чтобы новость об окончании войны не дошла до местных жителей, он убивает единственного телеграфиста в городе и вешает вину на Шанго – техасского рейнджера, попавшего в плен, при попытке оповестить майора о конце войны.Но Шанго умудряется бежать из заключения и заручается поддержкой местных жителей, чтобы наконец свергнуть тирана, захватившего город.

Я знаю, что мало кто поддерживает мою точку зрения, но на мой взгляд, это один из лучших вестернов.Эта картина подтверждает наблюдение, что даже у посредственных режиссеров бывают моменты гениальности. Простенький сюжет о незавидной судьбе приграничного городка превращается в жуткую историю о том как власть развращает человека.Насилие здесь ужасает и не служит поводом для очередной дуэли.

Сам по себе Шанго – персонаж очень интересный. Это не очередной анти-герой, которыми полон жанр спагетти-вестерна, а человек с обостренным чувством долга и справедливости. Он очень уязвим и по ходу картины часто совершает ошибки. Если взять фильмы о Незнакомце, но убрать оттуда весь юмор и иронию, то получится Шанго – классический герой поневоле и одна из лучших ролей Энтони Стеффена за всю его карьеру.На другом конце спектра выступает Майор, в великолепном исполнении Эдуардо Фахардо. Актер, показав на экране сумасшедшую одержимость властью, сумел сохранить тонкий баланс и не стать карикатурным злодеем.И конечно великолепна концовка – мрачная и трагичная, даже по меркам спагетти-вестернов, она не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Теперь парочка картин, не попавших в мой топ, но определенно заслуживающих внимания:

The Dirty Outlaws (1967) реж. Франко Розетти (Franco Rossetti)

Преступник скрывается от смертной казни и, будучи в бегах, встречает на своем пути умирающего солдата. Тот на последнем издыхании рассказывает ему про своего слепого отца и огромное состояние золота, что старик прячет у себя. Наш герой решает войти в доверие слепца, маскируясь под его мертвого сына, и украсть золото.Вскоре к старику приезжают другие бандиты в поисках золота, но главный герой так сильно привязывается к новой семье, что между ними вспыхивает конфликт.Очень хороший и незаслуженно забытый вестерн. Розетти до этого работал сценаристом и приложил руку ко многим достойным картинам жанра. Как результат, дебют у него получился отличный: с сильным сценарием и интересными персонажами.

Главное отличие фильма в том, что насилие тут не просто на потеху зрителя, оно действительно трагичное и заставляет сопереживать героям. Например, сцена издевательства над слепым – очень пронзительная и неприятная. Нечасто встретишь в спагетти-вестернах такой накал страстей.Шикарный фильм, не зря его так любит Квентин Тарантино.

10.000 Dollars for a Massacre (1967) реж. Ромоло Гуэррьери (Romolo Guerrieri)

Неофициальное продолжение Джанго и наверное один из самых нигилистичных вестернов, что я видел.

На этот раз Джанго – это циничный охотник за головами, которого интересуют исключительно деньги.Однажды ему предлагают взяться за Мануэля – безжалостного преступника, который терроризирует людей в округе, но Джанго отказывается из-за недостаточно большой суммы вознаграждения. И даже когда богатый землевладелец пытается нанять Джанго, чтобы тот вернул ему похищенную дочь и убил похитителя, наш герой решает переждать, пока тот не совершит больше преступлений. Логика железная – цена за бандита вырастит в несколько раз и можно будет хорошо навариться (его цель – заработать 10 000$).Дальше становится еще интереснее. Соблазненный большими деньгами и разочарованный недостаточной оплатой за свои труды, Джанго решает присоединиться к банде Мануэля и грабануть дилижанс...Но в процессе ограбления бандиты убивают будущую жену Джанго и дело приобретает новый оборот. Теперь его не интересуют деньги, ему нужна только месть.

Вряд ли в каком другом вестерне цинизм главного героя достигал таких высот и был так всеобъемлющ. Мне кажется, что данная инкарнация персонажа Джанго – это наиболее яркий пример морали и представлении о добре и зле в спагетти-вестернах. Здесь нет однозначно положительных или отрицательных героев. Весь фильм “положительный” герой беспокоится исключительно о деньгах и только под конец меняет мотив.Добавьте к этому странные, гомоэротчиные намеки между двумя главными персонажами и получите первоклассный вестерн.

КОМЕДИИ

В 69-м году стало очевидно, что жанр уперся в стенку – все что только можно снять, уже сняли, а зрителей на очередной вестерн затащить было крайне проблематично.Ситуацию спасла вторая режиссерская работа Энцо Барбони – They call me Trinity (1970). Барбони, до того как стать режиссером, работал оператором на многих спагетти-вестернах и очень не любил насилие в жанре, поэтому в его версии вестерна он решил скрестить комедию и экшен.Фильм собрал такую огромную кассу, что продюсеры ринулись снимать комедии. А после выхода сиквела (Trinity is still my Name (1971)), который собрал в прокате еще больше денег, всем стало очевидно, что жанр вошел в новую фазу.

Феноменальный успех фильмов про Тринити оказал очень двойственный эффект на спагетти-вестерны. С одной стороны, жанр по любому дышал на ладан и если бы не Тринити и новая волна комедий, то все бы закончилось гораздо раньше. А с другой стороны, я с большим трудом могу назвать хотя бы несколько достойных картин из этого поджанра.Я очень не люблю комедийные вестерны (на мой взгляд, они все не смешные и убогие), поэтому ограничусь рекомендацией лишь двух фильмов.

Начнем с того, что дилогия о похождениях Тринити мне совершенно не нравится – она не смешная и если первая часть хоть как-то держит внимание зрителя, то вторую я даже не смог досмотреть до конца. На мой взгляд, с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером есть гораздо более интересный вестерн – God Forgives, I Don't (1967). Правда это никакая не комедия, но если вам по душе сей актерский дуэт, то обязательно стоит ознакомиться.

А что касается комедий, то я советую посмотреть My Name Is Nobody (1973) – красивое прощание с жанром, под руководством Серджио Леоне. Здесь много ярких, запоминающихся сцен и отличные актерские работы (особенно хорош Генри Фонда), хотя с юмором и многочисленными гэгами могли бы знать меру.

Другая картина, которая меня действительно рассмешила и доставила удовольствие – это The White, the Yellow, and the Black (1974) режиссера Серджио Корбуччи. Фильм повествует о приключениях трех героев – шерифа, учтивого разбойника и японского самурая (явная попытка навариться на успехе Red Sun (1971)).На удивление, это очень неплохой фильм. Он конечно крайне глупый и олицетворяет собой все то, что я так сильно ненавижу в комедиях, но в данном случае я готов сделать исключение.

drugoe-kino.livejournal.com

Спагетти-вестерн — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спаге́тти-ве́стерн (англ. Spaghetti Western) — поджанр фильмов-вестернов, родившийся в Италии и особенно популярный в 1960-х и 1970-х годах. За это время в Италии было снято около 600 вестернов. Съёмки проходили главным образом на пустынном юге Испании, где местность позволяла добиться имитации ландшафтов американского Запада. Из-за большого количества фильмов было построено несколько постоянных городков, имитирующих города «Дикого Запада» с их традиционными атрибутами, такими как салун, банк, тюрьма и т. д.

Творчество Леоне

Наиболее знаменитым режиссёром спагетти-вестернов и одновременно создателем этого поджанра является Серджо Леоне. Первым фильмом этого поджанра считается его картина 1964 года «За пригоршню долларов». Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные, а в некоторых случаях и обязательные черты. В частности, фильмы этого поджанра представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный визуальный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у спагетти-вестернов такой претензии нет.

Интересно, что именно итальянский вестерн «Хороший, плохой, злой» считается по некоторым оценкам лучшим вестерном в истории кинематографа, он, например, входит в первую десятку в списке лучших фильмов по версии IMDb.

Примечательные спагетти-вестерны

См. также

Напишите отзыв о статье "Спагетти-вестерн"

Ссылки

  • [www.fistfulofwesterns.com A Fistful of Westerns] (англ.)
  • [www.spaghetti-western.net The Spaghetti Western Database] (англ.)
  • [fistfulofpasta.com A Fistful of Pasta] (англ.)
  • [alexcox.com/freestuff.htm 10,000 Ways to Die] Книга, посвящённая жанру спагетти-вестернов, издана в период с 1963 по 1973 год, передана автором в общественное достояние.
  • [www.filmforno.com/?p=91 Список лучших спагетти-вестернов по версии Квентина Тарантино]

Отрывок, характеризующий Спагетти-вестерн

– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку. – Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите. Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения. Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его? По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась. «Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья. Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз. Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.

wiki-org.ru


Смотрите также