Спагетти-вестерн: история в двух частях. Вестерн спагетти


Spaghetti Westerns pt.2 - Хоренян Павел

khorenyan.livejournal.com

На данный момент мною отсмотрено около 130 спагетти-вестернов. Я очень люблю этот жанр, поэтому переворошив кучу фильмов, решил сделать топ лучших картин, чтобы новичкам было проще ориентироваться в этой бездне материала.Этот пост можно рассматривать в качестве небольшого путеводителя по жанру.

Данный топ полностью исключает картины Серджио Леоне, потомучто они все шедевральны и смотреть их стоит в любом случае – даже если вы не поклонник спагетти-вестернов.

Рецензии на почти все отсмотренные фильмы можно посмотреть здесь.ЖЖ не справляется с объемом, поэтому разделяю пост на две части.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ВЕСТЕРНЫ

Спагетти-вестерн – это сам по себе очень необычный жанр, но и в его пределах режиссеры умудрялись экспериментировать и удивлять публику. Может быть не всегда у них получалось внятное кино, но просмотра такие фильмы все равно заслуживают.

1)

¡Mátalo! (1970) реж. Чезаре Каневари (Cesare Canevari).

Стопроцентный психоделический вестерн.Что там еще снимали в этом ультра-редком жанре? Я вспоминаю только El Topo (1970), да и то, у Ходоровского не было цели снимать вестерн.В Mátalo мало диалогов, но много необычных ракурсов, слоу-моушена и просто-напросто сюрреалистичных сцен. Почти весь фильм за кадром играет психоделика и арт-рок, а главные герои скорее напоминают хиппи, чем стереотипных злодеев жанра.Атмосфера полнейшего безумия передана отлично, но особенно меня поразила финальная дуэль на... бумерангах. Режиссер видимо был под кислотой или старался воссоздать ощущение психоделического трипа.

2)

Django Kill (1967) реж. Джулио Квести (Giulio Questi)

Еще один сюрреалистичный фильм. Ирреальность просиходящего начинается с первых кадров, когда главный герой восстает из мертвых, подобно Иисусу: два индейца находят в пустыне могилу, в которой лежит гора трупов и один полуживой человек. Чудом уцелев после расстрела, наш герой залечивает раны и направляется в ближайший город, чтобы отомстить своим бывшим подельникам. Но по прибытии в город, он обнаруживает, что все его "коллеги" по бизнесу убиты, а в самом городе начинается грызня за украденное золото...

Описывать происходящее довольно сложно, потомучто не хочу вас лишать удовольствия самостоятельно окунуться в эту психоделическую атмосферу. Оригинальный Джанго любят называть готическим вестерном из-за его необычного антуража и настроения, но Django Kill его в этом отношении переплюнул.Также этот фильм по праву считается одним из самых кровавых спагетти-вестернов в истории – через неделю после выхода в прокат, итальянские власти конфисковали картину и вырезали оттуда все сцены насилия. Конечно каких-то совсем запредельных истязаний тут нет и современного зрителя фильм вряд ли шокирует, но местами создается ощущение, что режиссером был Лючио Фульчи.

3)

Death Sentence (1968) реж. Марио Ланфранки (Mario Lanfranchi)

Одинокий стрелок последовательно мстит своим обидчикам. Фильм поделен на 4 части и в каждом сегменте герой находит оригинальный способ расправиться с очередным злодеем.

Сюжетно и визуально, фильм вполне укладывается в каноны жанра, но его темп, эпизодическая структура и атмосфера очень выделяется на общем фоне. Не говоря уже о сюрреалистичной концовке, с очень необычным злодеем, облаченным в белый костюм (это кстати интересная деталь – в спагетти-вестернах частенько фигурируют плохиши, одетые в белый цвет).Я даже не знаю, что именно так выделяет этот фильм среди других представителей жанра, но чувствуется, что Ланфранки снимал исключительно для себя, не особенно утруждаясь тем, впишется ли картина в общий поток. Собственно говоря, это единственный макаронный вестерн в его фильмографии; больше он к жанру не обращался.

4)

And God Said to Cain (1970) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

Что получится если скрестить фильм ужасов и спагетти-вестерн? Получится And God Said to Cain (1970). С точки зрения сюжета, фильм прост как две копейки. Это фактически римейк A Stranger in Paso Bravo (1968) – такой же схематичный “revenge” без каких-либо сюжетных поворотов.Главные козыри картины – это атмосфера и антураж. Почти все действие фильма происходит под покровом ночи и если в предыдущем фильме Маргерити – Vengeance (1968) – были лишь намеки на хоррор, то тут режиссер отрывается по полной. Его прошлое в качестве постановщика фильмов ужасов видно невооруженным глазом и если есть на свете настоящий гибрид хоррора и спагетти-вестерна, то это однозначно And God Said to Cain (1970).

P.S. Если интересна подобная хоррор-эстетика, то есть смысл также посмотреть Django The Bastard (1969).

5)

Blindman (1971) реж. Фердинандо Бальди

История слепого самурая Затоичи, переложенная на спагетти-вестерн.Слепой наемник сопровождает 50 женщин на пути к рудникам, где работают их мужья. Его нанимают для транспортировки и охраны, но по дороге слепца предают его же соратники и продают женщин в рабство крупному мексиканскому бандиту. Главный герой вынужден ехать в Мексику, чтобы вернуть свой “товар” и выполнить обязательства.На первый взгляд идея слепого стрелка на Диком Западе кажется абсолютно бредовой, но Бальди сумел разумно воспользоваться материалом и снять вполне адекватное кино. Происходящему на экране веришь, хотя сюжет фильма и повествование постоянно заставляют чувствовать какую-то сюрреалистичность происходящего, несвойственную рядовым спагетти-вестернам.Также эта картина поставила абсолютный рекорд по женской обнаженке, что совсем не характерно для жанра. Ко всему прочему, одного из плохишей играет, немного-немало, сам Ринго Старр!Случайного зрителя эта картина скорее всего озадачит, а вот преданным фэнам жанра я ее всячески рекомендую к просмотру. В данном случае, “странно” – это хорошо.

6)

Cut-Throats Nine (1972) реж. Joaquín Luis Romero Marchent

Поразительный по своей красоте и беспощадности вестерн. По уровню насилия эта картина с легкостью затмевает Django Kill (1967), а вечно помешанный на расчлененке Лючио Фульчи со своим Four of The Apocalypse (1975) и вовсе выглядит смешно и нелепо.В 72-м году, на закате спагетти-вестернов, выходит на экраны эта странная жанровая аберрация. Все здесь необычно: режиссер – испанец, съемки проходили зимой (картина относится к редкому поджанру зимнего вестерна), а по жанру это скорее survival, нежели вестерн в чистом виде.

Два аспекта выделяют эту картину на общем фоне: зашкаливающее насилие и съемочные локации.Во-первых, это действительно очень жестокий и кровавый фильм. У меня было ощущение, что режиссер смакует каждое убийство и каждую секунду экранного насилия. Причем стреляют здесь нечасто, зато ножи и мачете идут в дело с завидной регулярностью.Во-вторых, фильм в очередной раз подтверждает крылатую фразу Высоцкого, что “лучше гор могут быть только горы”. Снятая в испанских Пиренеях, картина по красоте пейзажей с легкостью может потягаться с зимним шедевром Корбуччи The Great Silence (1968). Горные ландшафты здесь служат не просто красивой подложкой, а полноценным участником действия, олицетворяя могучую природную стихию. А самое главное, что здесь нигде не видно бутафории: снежные метели настоящие, собачий холод чувствуется через экран, а актеры действительно снимались в горах, в тяжеленных условиях. Это добавляет аутентичности и без того сырому, циничному и безкомпромисному фильму.

Удивительное кино! Слабонервным лучше не смотреть, ну а всем кто любит кино пожестче я настоятельно рекомендую не пропускать.

7)

The Silent Stranger (1968) реж. Луиджи Ванци (Luigi Vanzi)

Лично мне до сих пор непонятно, чем так серия фильмов о Незнакомце зацепила зрителей, что понадобилось снимать целых четыре официальных картины. На мой взгляд, это довольно слабый сериал, а первые две части – так и вовсе убожество. Больше скажу, если бы я увидел оригинал, мне бы и в голову не пришло ходить на продолжения.Интересно становится лишь начиная с третьего фильма, в котором Незнакомец отправляется в Японию...Обычно, когда героя пытаются отправить в космос в какую-то непривычную для него среду, это явный признак кризиса и недостатка оригинальных идей. Но данный фильм – это исключение из правила.

The Silent Stranger (1968) получился потрясающим и первая попытка скрестить дикий запад и восток (за 3 года до Red Sun (1971), между прочим) удалась на славу. В картине наконец появился юмор, который не влияет пагубным образом на серьезную часть фильма, а большой бюджет и японская натура несказанно радуют глаз.Сложно в это поверить, но фильм органично сочетает в себе положительные стороны спагетти-вестерна и самурайского фильма...

Тони Энтони вспоминал, что картину было очень тяжело снимать – несколько раз тайфуны под чистую уничтожали съемочную площадку, а конец съемок омрачился внутренней борьбой в MGM. В результате, картину пришлось отложить на полку на целых 7 лет, а финальный продукт, который мы наблюдаем сегодня – это порезанная версия, которая по словам Энтони далека от начального плана.Но даже в такой несовершенной форме, The Silent Stranger (1968) превосходит все самые смелые ожидания. Лично я был искренне удвилен как третья часть довольно скучной франшизы может получиться такой неординарной и интересной.

8)

Four of The Apocalypse (1975) реж. Лючио Фульчи (Lucio Fulci)

Жители маленького городка в Юте решают положить конец творящемуся беспределу и однажды ночью убивают всех бандитов и асоциальных элементов, населяющих их город. Под раздачу попадают и четыре главных героя, оказавшихся не в то время, не в том месте, но в виду их относительной безобидности, их сажают в тюрьму и решают повесить следующим днем. К счастью утром, перед казнью, шериф берет у них взятку и отпускает на все четыре стороны без гроша в кармане.Очень неоднозначный фильм, который сильно выделяется не только среди творчества Фульчи, но и на фоне других вестернов. Он относится к так называемым “twilight spaghetti-westerns” – т.е. спагетти-вестернам, снятым на закате жанра. Они характеризуются мрачной атмосферой и минорным настроением. И именно Four of The Apocalypse стал первой ласточкой в этом поджанре, задав тон всем последующим картинам.

Фульчи явно пытался снять серьезное кино и вдохнуть жизнь в своих героев: много времени уделено роману между двумя персонажами и даже есть сцена рождения ребенка, что совсем нетипично для вестерна. Фильм можно было бы даже назвать романтичным, но он во-первых очень странный, а во-вторых тут то и дело видны садистские наклонности режиссера и его тяга к показу насилия. Например, главный злодей (потрясающая роль Томаса Милиана) любит пытать своих жертв и олицетворяет настоящее, первородное зло, также есть эпизод каннибализма, а некоторые сцены насилия могут потягаться с вышеупомянутым фильмом Джулио Квести.

9)

The Fighting Fists of Shanghai Joe (1973) реж. Марио Кайано (Mario Caiano)

После выхода Red Sun (1971), в спагетти-вестернах наметилась краткосрочная мода скрещивать цивилизации и культуры. The Fighting Fists of Shanghai Joe стал первым фильмом скрестившим китайские единоборства и реалии дикого запада. На мой взгляд, он же стал и лучшим представителем этой моды.Здесь совсем нет известных актеров (один лишь Клаус Кински появляется на пару минут), мизерный бюджет, а главный герой до этого почти нигде не играл и был инструктором карате в Риме.

Тем не менее, с такими ограниченными ресурсами, Кайано смог снять очень неплохой жанровый гибрид, предвосхитивший “Шанхайский Полдень” Джеки Чана. Конечно, назвать фильм качественным у меня язык не повернется: тут полным-полно недочетов, а сцены драк сняты из рук вон плохо (вот что значит сэкономили на гонк-конгских мастерах). Но все свои недостатки эта картина компенсирует драйвом и искренним желанием развлечь публику.Скучно точно не будет – фильм нигде не провисает, а во второй половине откуда-не-возьмись на зрителя начинают сыпаться редкие, но жуткие сцены насилия, достойные картин вроде Cut-Throats Nine (1972) и Django Kill (1967). Финальная разборка между двумя китайцами попахивает откровенным маразмом, но это только добавляет шарма картине.

Странный, но забавный фильм. Смотреть однозначно стоит, но не завышайте ожидания.

10)

Captain Apache (1971) реж. Александр Сингер (Alexander Singer)

Этот топ хочется замкнуть на фильме, который придает новое значение словосочетанию “клинический маразм”.Ли Ван Клиф исполняет роль капитана американской армии, индейского происхождения, которому поручают распутать убийство. В этом фильме он: исполняет заглавную песню “They call him Captain Apache”, носит модную кожаную курточку, трипует на кислоте, оголяется в индейской резервации, конфликтует с геями-близнецами и пытается понять смысл словосочетания “апрельское утро” – таковы были последние слова убитого. Также на протяжении всего фильма почти каждый персонаж презрительно обзывает его краснозадым ;)

Это своеобразный “План 9 из открытого космоса” на Диком Западе – легендарная картина, имеющая репутацию худшего евро-вестерна в истории.Действительно, неадекват здесь зашкаливает почти в каждой сцене.Отдельно стоит упомянуть идиотский парик Ли Ван Клифа. В поздних картинах он частенько носил на голове какое-то мохнатое недоразумение, но в этом фильме Клиф превзошел даже самого себя.Технически, фильм нельзя отнести к спагетти-вестернам – это британо-испанская ко-продукция с американским режиссером, но ради такого маразматичного недоразумения можно сделать исключение и включить в топ.Кстати говоря, снял это кино Александр Сингер – друг детства Стенли Кубрика.Классический пример фильма категории “so bad it’s good”. Тем и интересен.

Дальше привожу парочку странных картин, но не в качестве рекомендации, а просто как указание на то, что они существуют. Может быть кому-то будет интересно.

Comin' at Ya! (1981) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

Один из тех редких вестернов, что снимали в 80-х годах.Навариться на некогда успешном жанре уже не представлялось возможности и Тони Энтони (звезда сериала про Незнакомца) пришла в голову необычная идея – снять фильм полностью в формате 3д.

Увы, но никакого 3д эффекта я в картине так и не увидел. Не знаю, что тому виной – мои глаза или паршивость доступной копии, но по всей видимости у меня проблемы со старым 3д форматом (там, где используются анаглифные очки). Через 10 минут мне становится некомфортно и начинают болеть глаза.Сам фильм ничем интересным не запоминается. Здесь предельно простая история, но зато очень много slow-mo: картину снимали исключительно для того, чтобы во всей красе показать 3д эффекты. Причем сам по себе эффект трехмерности Бальди использует очень грубо: на зрителя постоянно летят разные предметы и тянутся руки злодеев (отсюда и название ленты). На некоторых сценах режиссер теряет всякое чувство меры и затягивает их всех всякой меры, смакуя пресловутый 3д эффект.

Самое удивительное, что картина имела большой успех и основательно всколыхнула киноиндустрию, воскресив моду на трехмерность.Если я не ошибаюсь, то это единственный 3д вестерн в мире. Тем и интересен.

The Stranger and the Gunfighter (1974) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

Мастер восточных единоборств из Китая и вольный стрелок объединяют силы в поисках золота, карта к которому вытатуирована на заду четырех девушек.Уже по синопсису можно сделать вывод о качестве фильма...Еще один представитель моды на скрещивание культур. Где-то это сделано хорошо, как например в The Fighting Fists of Shanghai Joe (1973) и в комедии Корбуччи The White the Yellow and the Black (1975), а где-то ужасно – как здесь.Картина, как и почти все комедийные вестерны, ужасно не смешная и очень скучная. Китаец суетлив, знает кунг фу и обладает секретной восточной мудростью, какой ее принято изображать в западной культуре. Ли Ван Клиф неплох в редком для себя комедийном амплуа, но даже он не спасает ситуацию. За всех отдувается лишь чокнутый священник с пистолетом.В общем и целом, объединить восточные единоборства и дикий Запад – это отличная идея, но достойно реализована она будет лишь в вышеупомянутом Шанхайском Джо и в фильмах Джеки Чана...

Take a Hard Ride (1975) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

На этот раз Маргерити решил попробовать скрестить вестерн и жанр blaxploitation. Логика такого эксперимента вполне очевидна: в 75-м году спагетти-вестерны полностью умерли, а вот blaxploitation был на пике популярности.Главные действующие лица – это негры, а на главных ролях Фред Уилльямсон и Джим Браун. Негры на Диком Западе – что в итальянском, что в американском кино – это довольно редкое сочетание и для аутентичности сюда подключили ветерана жанра Ли Ван Клифа. К сожалению, как и в предыдущей картине Маргерити, он не спасает ситуацию.Фильм нудный, блеклый и неинтересный, хотя многие люди его любят. Я этих симпатий не разделяю.И тем не менее, как бы плох не был фильм, не стоит забывать, что все могло быть значительно хуже: картину могли превратить в комедию (см. год выпуска) и тогда бы это было абсолютно несмотрибельно.

P.S. Парик Ли Ван Клифа, который он носил в своих поздних картинах, настолько ужасен, что автоматически делает каждый фильм немного хуже, чем он есть на самом деле.

Little Rita Of The West (1967) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

Единственный в мире спагетти-мюзикл.Сюжет простой – маленькая девочка умеет хорошо и быстро стрелять. Она хочет избавить Запад от бандитов и в этом ей помогает вождь индийского племени, который считает, что все зло в мире от золота...Что тут можно сказать? Мягко говоря – фильм на любителя.Песни все скучные, а картина явно расчитана на детскую аудиторию. Фактически, эта лента была способом раскрутки для восходящей итальянской поп-звезды Риты Павоне, поэтому если вы поклонник ее творчества, то и фильм вам понравится. Я – не поклонник ;)Также присутствует пара приколов и отсылок для любителей жанра (в определенный момент появляются персонажи по имени Ринго и Джанго из одноименных франшиз).

Get Mean (1975) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

А вот этот фильм удивит даже бывалого зрителя.Это заключительная часть франшизы про похождения Незнакомца. На этот раз наш герой приезжает в пустынный город и встречает ведьму, которая нанимает его сопровождать королевскую особу к себе на родину – в Испанию. Но преодолев океан и прибыв в Старый Свет, Незнакомец оказывается втянут в военный конфликт. Оказывается, что в Испании идет война между рыцарями, маврами и... приготовьтесь... викингами!!!В 75-м году жанр был уже окончательно мертв и ушлые продюсеры старались хоть как-то выкрутиться и придумать что-то новое. На этот раз идею подкинул исполнитель главной роли – Тони Энтони.Кино получилось маразматичным. Сама по себе задумка довольно любопытная, но реализация оставляет желать лучшего, хотя и видно, что продюсеры основательно вложились в постановку.Смотреть стоит лишь самым упертым любителям жанра.

Также стоит упомянуть картины The Price of Power (1969) и Price Of Death (1971).

Они интересны тем, что это детективы в антураже спагетти-вестерна. Экшена здесь по минимуму, а упор делается именно на детективном расследовании. Для кого снималось подобное кино мне не совсем понятно – по-моему оба фильма крайне скучные.

МУЗЫКА

Также спагетти-вестерны знамениты своими сочными саундтреками.Я не очень слежу за музыкой в фильмах, но если говорить о заглавных песнях, то мой топ выглядит так:

1) Django (1966)2) Return Of The Ringo (1965)3) Johnny Yuma (1966)4) Those Dirty Dogs (1973)5) Arizona Colt (1966)6) Time Of Massacre (1966)7) Viva Django (1968)8) They call me Trinity (1970)9) Companeros (1970)10) Ben and Charlie (1972) *

* Alternate Title Sequence

Как-то так.Достойных фильмов было снято очень много, но это мой субъективный взгляд на жанр.

Предыдущую часть читать здесь

история в двух частях: humus

хумус (humus) wrote, 2007-03-01 23:10:00 хумусhumus 2007-03-01 23:10:00 Между 1960 и 1975 годами, европейские кинокомпании сделали почти 600 вестернов. Критики или ругали, или просто не замечали эти фильмы, а поскольку большинство из них снималось итальянскими компаниями, критики назвали их спагетти-вестерны. Поклонники жанра нынче любовно пользуются этим термином, когда речь идет о любом вестерне, снятом на континенте. Европейцы всегда любили и снимали вестерны. Уже к 1901 году европейские режиссеры набили руку в изготовлении этого американского продукта. Большинство евровестернов, сделанных до 1960, оставались неизвестными в Соединенных Штатах. Люди на континенте полагались в своих развлечениях на американские вестерны. К 1960 производство вестернов в США пришло в упадок и проблемы с дистрибуцией сделали их все более и более труднодоступными в Европе. В результате европейские режиссеры начали экспериментировать с отечественными ковбойскими фильмами, главным образом с испанскими Zorroподобными клонами и убогими имитациями американского B Westerns. Единственным исключением был созданный испанцем Михаэлем Каррерасом фильм Savage Guns (1961) с Ричардом Бэйсхартом и Алекс Никол. Он доказал, что можно снять, если не оригинальный, то по крайней мере, хороший вестерн и на местной почве. Однако большинство подобных фильмов были откровенно плохи.В 1962 немецкий продюсер Хорст Вендландт и режиссер Харальд Райнл объединились, чтобы сделать картину "Сокровище Серебряного Озера", основанную на историях фронтира немецкого писателя Карла Мея. Снятый в Югославии с американцем Лексом Баркером и французом Пьер Брисом в главных ролях, эта насмешливо-ироничное приключение чрезвычайно понравилось европейским зрителям. Другие продюсеры поймали волну и к 1964 году сделали приблизительно две дюжины немецких, итальянских и испанских вестернов. Качество было все еще плохим и фильмы стилистически получались не лучше приключений в жанре мечей-и-сандалий ("пеплумы"), которых они заменили. Самой известной лентой этого периода была Gunfight at Red Sands ("Перестрелка в Красных Песках", 1963) Рикардо Бласко с Ричардом Харрисоном, которому придется сыграть главные роли еще в семнадцати спагетти-вестернах. В это время, тогда еще малоизвестному режиссеру по имени Серджио Леоне, дали 200 000 $, оставшийся с прошлого фильма реквизит, и сказали, чтобы он снял Вестерн. Со сценарием, основанном на самурайской эпопее Акиры Куросавы, малоизвестным американским актером по имени Клинт Иствуд, композитором Эннио Морриконе и оператором Массимо Даламано, Леоне сделал из того, что по существу должно было стать очередным шлаком, знаменитую "За пригоршню долларов". Этот сильный, циничный и визуально ошеломляющий фильм дал зрителю Человека-без-имени, антигероя, опытного стрелка, для которого деньги являются единственным побуждением к действию, а злодеи - просто препятствиями, которые надо устранить. В последствие, множество фильмов следовали этой формуле "стрелок-одиночка в погоне за деньгами". Уникальный стиль Леоне, мастерские ракурсы, гипертрофированное насилие создали искаженный образ Дикого Запада, сделали его кино не похожим на любой вестерн из тех, что были раньше. Критики дружно принялись уничтожать режиссера за его не романтический образ Дикого Запада, но зрителям он полюбился и спагетти-вестерны вылетели в мир, как пули из Кольта 45. Успех "Пригоршни долларов" привлек продюсеров, начавших все больше и больше финансировать производство вестернов уже с приличными бюджетами. Леоне быстро выпустил в 1965 продолжение - "На несколько долларов больше", на сей раз объединив Иствуда с отставным голливудским статистом по имени Ли Ван Клиф, дав им роли конкурирующих между собой охотников за головами, устремляющихся в погоню за сумасшедшим убийцей. Успех этого второго фильма укрепил репутацию Леона как режиссера вестернов и вывел в звезды Иствуда, Ван Клифа и композитора Морриконе."Хороший, плохой, злой" (1966) с Клинтом Иствудом, Ли Ван Клифом и Эли Уоллахом стал последним из трилогии Леоне. Длинная, забавная и одновременно жестокая эпопея из эпохи Гражданской войны - квинтесенция спагетти-вестернов. От виртуозного использования оператором Тонино Делли Колли широкого экрана до теперь классического саундтрека Энио Морриконе, фильм настолько хорош, что до сих пор остается самым известным из всех спагетти вестернов. На самом деле, тема Морриконе является настолько узнаваемой, что она и по сей день используется во множестве телешоу.Если Серджио Леоне создал стиль спагетти-вестернов, то Морриконе изобрел музыку для них. Ритмичный цокот копыт, насвистывание и использование человеческого голоса как инструмента стали образцами для множества подражателей. Простые, навязчивые мелодии Морриконе не только заполняли промежутки между диалогами. Мелодия стала полноправным участником - она акцентировала внимание на действие, придавала дополнительную энергетику сценам погонь и добавляла оттенки в диалоги. Эта координация действия и музыки побудила некоторых ученых сравнивать фильмы Леоне с оперой. "Увертюра"из "За пригоршню долларов"Заглавная тема из "На несколько долларов больше"Заглавная тема из "Хороший, плохой, злой""Экстаз золота" из "Хороший, плохой, злой""Трио" из "Хороший, плохой, злой"Заглавная тема из "Однажды на Диком Западе""Человек с гармошкой" из "Однажды на Диком Западе"В то время как множество композиторов стремились скопировать Морриконе, такие авторы как Карло Рустикели, Анджело Лаваньино, Пьеро Пиччони и Франческо Демази успешно приспособили свои собственные уникальные стили к фильмам жанра. ДеМази, один из самых плодовитых композиторов спагетти-вестернов, написал множество тем для тридцати пяти фильмов, включая Ringo the Lone Rider (1967), Payment in Blood ("Расплата кровью",1968) и Any Gun Can Play (1968). Бруно Николаи, соратник Морриконе уже долгие годы (дирижировал на многочисленных записях Морриконе), создал музыку для многих хороших фильмов, типа Run, Man, Run (1967) и Adios Sabata (1970). Поклонники жанра вспоминают музыку как самый существенный элемент и записи музыки из кинофильмов очень ценят коллекционеры. В самом деле, спрос сегодня на такую продукцию очень велик и многие не выпущенные ранее саундтреки появляются на компакт-дисках. Достаточно услышать мелодии Морриконе из The Big Gundown, Minnesota Clay, Django и The Stranger Returns, чтобы понять почему. Они - столь же приятны для слуха, как и мелодии Дмитрия Темкина и Элмера Бернстайна.К 1966 году, когда спагетти-вестерн стал полнокровным жанром, со сложившимися режиссерами и тенденциями, появился Серджио Корбуччи (известный под кличкой "Другой Серджио" и кто уже раньше снимал вестерны) перешел в атаку со своим "Джанго", фильмом, который не только ввел мотив мести в сюжеты спагетти-вестернов, но и поднял экранное насилие на новый уровень ( что заставило запретить это кино в нескольких странах). Жестокость и большое количество убийств стали причиной, по которой критики отказывались смотреть многие выдающиеся фильмы. Сюрреалистический фильм Джулио Квести Django Kill! ("Джанго, стреляй!", 1967) с Томасом Милиэном считается самым жестоким из спагетти-вестернов и в то же время самым странным, с унижениями, пытками, "вампирами", распятием и целой армией бандитов-педерастов. "Джанго" породил более тридцати продолжений, хотя только один из них был официальным сиквелом. Как и в случаях с другими сериальными персонажами, например, героем лент Дуччо Тессари A Pistol for Ringo ("Пистолет для Ринго",1965) и Return of Ringo ("Возвращения Ринго", 1965), сыгранным Монтгомери Вудом, многим фильмам поменяли название, чтобы нажиться на оригинальных фильмах. Картины Джанфранко Паролини (aka Фрэнк Креймер) Sartana ("Сартана",1968) и Sabata ("Сабата",1969), как и "Они Называют Меня Троицей" (1970) И.Б. Клачера породили суррогатные продолжения. Политика, по большей части левацкого типа, появилась в кино в фильме Серджио Соллимы The Big Gundown (1966) с Ли Ваном Клифом и Томасом Милиэном, фильме, который, как полагают, был лучшим не-леонеподобным спагетти-вестерном. Милиэн играет мексиканского крестьянина, преследуемого представителем высшего общества. Соллима продолжил тему еще двумя вестернами с Томасом Милиэном - Face to Face ("Лицом к лицу", 1967) и Run, Man, Run (1967), сиквелами The Big Gundown. Картины Дамиано Дамиани "Пуля для генерала" (1966) и Tepepa(1967) Джулио Петрони закрепили в спагетти-вестернах тему классовой борьбы и мексиканской Революции. Серджио Корбуччи присоединился, сняв The Great Silence ("Великая тишина", 1967), A Professional Gun (1968) и Companeros! ("Напарники",1970). Большинство спагетти-вестернов, тем не менее, никогда не пытались притвориться нечто большим, чем простыми боевиками для бесхитростных кинозрителей, живущих в основном в странах Третьего мира. Энцо Джиролами (пользовавшийся псевдонимами Роулэнд и Энцо Дж. Кастеллари), специализировался на глупых, но развлекательных фильмах, типа "Расплата кровью" и Any Gun Can Play (оба 1968). Как указывает Томас Уассер указывает, что Джиролами отметился как виновник появления не только одного из худших вестернов - Cipolla Colt (1975) , но и одного из лучших - мистической Keoma (1975). Демофилио Фиданиi, используя различные псевдонимы ( Майлс Дим, Дик Спитфайр и Слим Алон), снимал многочисленные малобюджетные и низкопробные вестерны в духе "Прибывают Джанго и Сартана...это конец" (1970) и "Уходим! Троица прибыла в Эльдорадо" (1972). Другими плодовитыми режиссерами были Альфонсо Балказар, Марио Кайано, Джулиано Карминео (aka Энтони Аскотт), Игнасио Икино, Хоакин и Рафаэль Ромеро Марчант, Роберто Монтеро и Примо Зеглио.

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

humus.livejournal.com

10 обитателей мира спагетти-вестернов — FURFUR

За 1960–1970-е годы в Италии было снято около 600 вестернов, многие из которых стали культовыми и превзошли даже классические американские образцы жанра. Вселенная вестерна, как и любого жанрового кино, строится по четким законам, а его персонажи — всегда узнаваемые типажи со своими привычками, жестами и коронными фразами. В этом материале мы решили собрать десять архетипичных обитателей мира спагетти-вестернов и коротко рассказать о каждом.

 

 

Авантюрист

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Иван Рассимов в фильме «Чаманго»

ОсновныеКАЧЕСТВА

хитрый, жадный, изворотливый

Пожалуй, самый распространенный вид главного героя в спагетти-вестернах. Этот персонаж постоянно вписывается в какие-то сомнительные делишки, сулящие огромные барыши. Ради пригоршни долларов этот парень готов практически на все, и сюжеты фильмов, где главным героем выступает авантюрист, закручены вокруг его попыток заработать. Кто-то из героев-авантюристов для достижения своих целей пользуется силой и умением метко стрелять, кто-то харизмой, а кто-то хитростью и плетением интриг. 

Смотреть: 

«Запад становится тесным, друг… приехал Аллилуйя»

1972

«Сартана здесь… меняй свой кольт на гроб»

1972

«Чаманго»

1967

 

 

 

 

Мститель

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Клаус Кински в фильме «И сказал господь Каину»

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

справедливый, отчаянный, целеустремленный

Еще один распространенный тип главного героя, более американский. Если его чем-то обидели: подставили, убили родственника или женщину, то он, недолго думая, берет в руки оружие и идет мстить. Герой-мститель равнодушен к золоту, да и вообще обладает серьезными нравственными качествами, которые выражаются в том, что случайных людей он в расход практически не пускает. В целом, мститель — едва ли не единственный более-менее положительный персонаж в спагетти-вестернах, в отличие от распространенных в жанре циничных, но обаятельных негодяев.

Смотреть:

«И сказал господь Каину»

1970

«Смертный приговор»

1968

«Возвращение Джанго»

1987

 

 

 

Охотник за головами

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Ли Ван Клифв фильме «День расплаты»  

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

меткий, безжалостный, расчетливый 

Этот парень скитается по городам фронтира в поисках объявлений о вознаграждении за очередного преступника. Охотник за головами имеет достаточно связей, чтобы с точностью знать, где находится тот, кого он ищет. Настигнув свою цель, охотник быстро разбирается с жертвой и везет доказательства сделанной работы шерифу. Тот платит скудные деньги, а охотник за головами отправляется дальше, на поиски новой кровавой работы.

Охотники за головами могут быть как наемниками низшего звена, отстреливающими мелких конокрадов и грабителей, так и игроками высшей лиги, которые охотятся не часто, только на крупную дичь и за очень внушительное вознаграждение. Отношение окружающих к охотнику за головами достаточно однозначное: пусть он, в той или иной степени, представляет закон и порядок, но желающих по-простецки выпить с ним в салуне находится крайне мало.

Смотреть:

«День расплаты»

1965

«Кто знает?» («Пуля для генерала»)

1967

 

 

 

Иностранец

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Франко Неро в фильме «Пошли, друзья, поубиваем»

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

ироничный, бесстыжий, корыстный

В спагетти-вестерне, если иностранец прибыл из Европы, он обязательно будет чистюлей с аристократическими замашками. При этом персонажем он может быть как положительным, так и сугубо отрицательным. 

В поздних спагетти-вестернах стали появляться и другие иностранцы — азиаты, владеющие кунг-фу. Позднее эти фильмы о приключениях китайцев и японцев на Диком Западе превратились в неофициальный поджанр спагетти-вестерна («Незнакомец и стрелок», «Шанхайский Джо», «Возвращение Шанхайского Джо»). Интересно, что роли выходцев из Азии не всегда исполняли азиатские актеры: в фильме «Белый, черный, желтый» роль гостя с Востока сыграл заслуженный спагетти-ветеран Томас Милиан.

В общем, если уж чужестранца занесло на Дикий Запад, то главная роль в фильме ему обеспечена, если он, конечно, не мексиканец или чернокожий — их итальянцы, видимо, считали коренными жителями спагетти-Америки. 

Смотреть:

«Пошли, друзья, поубиваем»

1970

«Незнакомец и стрелок»

1976

«Меня зовут Шанхайский Джо»

1972

 

 

 

Чистюля

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Джузеппе Адобатти в «Кольт пропел о смерти»

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

опрятный, стильный, заносчивый

Персонаж, который всегда следит за своим внешним видом, одет с иголочки, чисто выбрит и опрятен. Он, как правило, не бранится, ведет себя как истинный джентльмен, выпивает умеренно и с достоинством покуривает сигару или трубку. При этом на характер самого персонажа подобное амплуа никак не влияет — он может быть как злобным садистом, так и положительным героем. Впрочем, в спагетти-вестернах и положительные герои редко высоконравственны.

В фильме «Четыре всадника Апокалипсиса» Фабио Тести довел образ чистюли до предела — его персонаж не мог застрелить главного негодяя лишь потому, что был небрит. А в фильме «Убей и помолись» Марк Дэймон был настолько аристократичен, что, осознав свое поражение, попытался застрелиться сам, только бы не пасть от руки простолюдина. Пришлось главному герою перед фатальным выстрелом прострелить ему обе руки, чтоб пресечь подобные суициадальные попытки.

Смотреть:

«Кольт пропел о смерти»

1966

«Джентельмен убийца»

1967

«Четыре всадника Апокалипсиса»

1975

 

 

Грязнуля

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Томас Милиан в «Беги, человек, беги»

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

беспечный, задиристый, грубый 

 

Полная противоположность чистюли: всегда неопрятен, ходит в лохмотьях и небрит. В общем, насколько чистюля заботится о своем внешнем виде, настолько же грязнуля к нему безразличен.

К примеру, Терренс Хилл в фильме «Меня зовут Троица» изготовил носилки, которые прицеплял к лошади, и дрых на них, пока они тащились по земле. А потом долго отряхивался от пыли. Да и Эли Уолах в трех из четырех своих спагетти-вестерн-ролях особо не следит за одеждой. Впрочем, грязнули редко являются главными героями, а вот среди обычных бандитов их просто пруд пруди. Зато противопоставление чистюли и грязнули на экране выглядит довольно эффектно, чем любили пользоваться режиссеры итальянских вестернов.

Смотреть:

«Меня зовут Троица»

1970

«Хороший, плохой, злой»

1965

«Беги, человек, беги» 

1968

 

 

 

Солдат

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Джозеф Коттен в фильме «Жестокие» (1977) 

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

исполнительный, жестокий, принципиальный

Действия спагетти-вестернов часто происходят во время гражданских войн или же сразу после них. Но не стоит думать, что солдаты в спагетти-вестернах действительно воюют — на хорошие батальные сцены в таком дешевом жанре денег почти никогда не хватало. Поэтому они просто встречаются на пути героев как шайка бандитов либо сидят в каком-нибудь форте, где хранится золото.

Интересно, что итальянские режиссеры явно отдавали большее предпочтение солдатам-конфедератам, нежели северянам. При этом один из классических сюжетов: по окончании войны конфедерат возвращается домой, где ему явно не рады, и начинает мстить («Золото форта Юма» 1966, «Прощай, Калифорния» 1977). А в фильме «Жестокие» (1977) и вовсе показана семейка конфедератов, которые не признали капитуляцию Юга и продолжили незатейливо отстреливать янки на досуге.

Смотреть:

«Жестокие»

1977

Зачем жить, зачем умирать 

1972

 

 

 

Помощник

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Джулиано Джемма в фильме «Дни гнева» (1967) 

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

неуклюжий, преданный, тугодум

Часто главному герою в помощники достается какой-нибудь необычный персонаж: либо алкаш, либо бродяга, либо другой нелепый спутник. Такой спутник зачастую призван выполнять комическую функцию в серьезных фильмах. Пользы от помощника хоть отбавляй: он может раздобыть нужные сведения по своим связям в салунах, а его безобидный внешний вид позволяет ему проникать в такие места, где крутого главного героя с кольтом на поясе быстро бы нашпиговали свинцом.

Стрелять помощник, как правило, не умеет, но часто обладает навыками, которые могут пригодиться в бою: в фильме «Пуля для незнакомца» двое спутников главного героя отменно метали ножи. А в фильмах «Смерть верхом на лошади» и «Дни гнева» помощники становились учениками главного героя, набирались у него житейской и боевой мудрости, но затем разочаровывались в учителе и вступали с ним в конфликт.

Смотреть:

«Аризона Кольт возвращается»

1970

 

  

 

Индеец

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Берт Рейнолдс в «Навахо Джо» 

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

ловкий, суеверный, порядочный

 

Исторически коренные жители Америки весьма активно портили жизнь обитателям фронтира. Но итальянцы, снимая спагетти-вестерны, этот факт старательно игнорировали, а потому индейцев в этих фильмов практически нет.

Впрочем, есть исключения. Например, в фильме «Навахо Джо» главный герой — индеец. В вестерне-мюзикле «Маленькая Рита на Диком Западе» роль вождя краснокожих сыграл друг Арнольда Шварценеггера качок Гордон Митчелл. Иногда главными героями становились метисы, как в фильме «Капитан Апач».

Смотреть:

«Белый апач»

1987

«Текс и повелитель глубин»

1985

 

 

 

Женщина на Диком Западе

ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР

Клаудиа Кардинале из фильма «Однажды на Диком Западе»

ОСНОВНЫЕКАЧЕСТВА

доверчивая, смелая, хитрая

Салун – одно из архетипичных мест развития событий в спагетти-вестернах. Там пьют, играют в покер, дерутся и флиртуют с местными танцовщицами. Роль последних обычно сводится к тому, чтобы приставать к клиентам, цинично над ними подшучивать и танцевать кан-кан, высоко задирая ноги. Зачастую, кроме танцовщиц из салуна, других женских персонажей в спагетти-вестернах нет.

Иногда девушка из салуна может просто скрасить ночь уставшему стрелку, иногда она становится его верной подругой и помощницей, а иногда и лезет под пули ради него. Так как спагетти-вестерн жанр мужской, женщин в главных ролях здесь не увидишь. Однако мы нашли несколько фильмов, в которых присутствуют женские персонажи, действующие наравне с мужчинами. 

Смотреть:

«Да здравствует смерть твоя»

1971

«Лошади Вальдеса»

1973

«Веревка и кольт»

1973

  

www.furfur.me


Смотрите также